Научные медицинские статьи для врачей | Клинические исследования, статьи для пациентов — Docsfera.ru
SANOFI

Когда внимание — путь к пониманию. Искусство общения с пожилыми пациентами

Общаться с пациентами преклонного возраста бывает сложно. Как сберечь нервы и сохранить корректность в общении? Почему в старости так портится характер, как реагировать на его проявления в кабинете доктора? Обо всем этом разбираемся в статье.

Они постоянно пишут жалобы. Могут устроить шум, скандал и не сказать самого важного про свое здоровье. Находят у себя несуществующие болезни. Требуют особого отношения и одновременно не верят, что интересны врачам. Часто обижаются, но хорошо умеют и обижать других, потому что рубят «правду-матку» и гордятся этим. Считают, что все окружающие корыстны.

«Они требовали, ругались, ссылались на передачу по телевизору»

Наталья Борисова — врач-терапевт с 20-летним опытом работы в поликлиниках. Когда по телевизору объявили, что инвалидам полагаются бесплатные лекарства, у ее кабинета выстроилась очередь из пожилых людей. «Они требовали, ругались, ссылались на передачу по телевизору. Хотели, чтобы я выписывала им лекарства „от всех болезней“, которых и в помине нет. Если положено, надо брать. Приходилось каждому долго объяснять, что мы выписываем лекарства по показаниям, а не впрок, на всякий случай», — рассказывает она.

Недовольные отправлялись жаловаться главному врачу, звонили на «горячую» линию, утверждали, что доктора лишают их последнего шанса на выздоровление. «Обычно истерика происходила за дверью кабинета — такая, что и выходить страшно. Люди ругались из-за очереди, приходилось принимать всех. Помню, когда я уже отпустила последнего пациента, задержавшись на работе на два часа, и собралась уходить, пришла одна очень скандальная дама и требовала принять и ее.

Я тогда очень устала, и мне надо было ехать на вызовы на моем участке.

Я встала и объяснила, что прием окончился еще два часа назад. Молча оделась, попросила ее выйти из кабинета. Но она демонстративно села и начала прикидываться, что ей плохо. Это было очень наигранно, было очевидно, что она притворяется.

В кабинете осталась медсестра, а я ушла.

Пациентка пожаловалась главному врачу. Он отвел ее к другому доктору, и оказалось, что с ней все в порядке, ей просто были нужны лекарства», — вспоминает Наталья Борисова.

«Самое важное, что нужно пожилым людям, — говорит Наталья, — это внимание. Помню пациентку, которая вызывала участкового два раза в неделю, просто чтобы поговорить. Они хотят, чтобы их послушали, чтобы их жалобу посчитали важной, чтобы их тревогу сняли советом или препаратом».

5 способов приспособления к старости

Характер человека в старости меняется не на пустом месте. Порой скандал в поликлинике для пожилого человека интереснее, чем сериал по телевизору. Яркие эмоции позволяют чувствовать себя значимым в этой жизни и что-то решающим2.

Пожилых людей пугает будущее, а в конфликте они сосредоточены на настоящем.

Когда мы стареем, нам тяжело принять, что пришло новое поколение и мир уже не принадлежит нам, что мы скоро уйдем. Жизненная задача на данном этапе — принять реальность. Задача трудная, но психологически зрелые люди способны к этому, они могут понять и озвучить свой страх.

Американский социолог Дэвид Бромли выделяет пять типов приспособления к старости1:

  1. Конструктивная установка. Человек принимает свое старение как факт, естественное течение жизни, оно не вызывает у него отчаяния и протеста. Он спокоен, не конфликтен, здраво воспринимает себя и окружающих, доверяет людям и, если нужно, готов попросить о помощи.
  2. Установка зависимости. Люди с таким восприятием старости обычно пассивны, им легче находиться в зависимости от окружающих. Они легко расстаются со своей профессией, оседают в семье, где о них заботятся. Такие пожилые решают внутренний конфликт не внутренним осмыслением, а с помощью безопасной окружающей среды. Агрессия, стресс для них не характерны.
  3. Защитная установка. Такие люди, наоборот, опираются целиком на себя, увлечены деятельностью, профессией. Они выстраивают психологическую защиту, молчат о своих переживаниях и проблемах, но на самом деле боятся старости и смерти. Этот страх остается за фасадом внешней активности.
  4. Установка враждебности. Это те самые «разгневанные старики». Они вспыльчивы, конфликтны, мнительны и предъявляют массу претензий к окружающим, начиная с близких и заканчивая обществом в целом. Это результат страха и бунта против старости и смерти, с которыми они не могут смириться.
  5. Установка враждебности, направленная на себя самого. Такие люди не бунтуют, они пассивно принимают происходящее. Для них характерны депрессивное состояние и саможаление, за которыми стоит острая потребность в любви и сочувствии. Смерть для них — освобождение от этих тяжелых переживаний.

Как часто к вам в кабинет приходят люди с конструктивной установкой?

«Вы хотите переписать мою квартиру на себя!»

У пожилых людей меньше сил, чтобы справляться со своими страхами. Часто они не доверяют врачам, считая, что те хотят их «залечить» и переписать имущество на себя. По словам психолога, автора книги «Достоинство возраста. Как относиться к старению» Юлии Жемчужниковой за подозрительностью пожилых людей стоит не блажь конкретного человека, а психологический механизм:

Большой страх перед неизбежным уходом меняется на страх поменьше, более осязаемый и осмысляемый, например что кто-то хочет отнять квартиру или украсть что-то из нее. Квартира — его [пенсионера] место в этом мире.

Если доктор понимает этот механизм, то уже одно это может на подсознательном уровне снять раздражение.

Важно отличать параноидальное расстройство от настроения. «Если у пациента психика сохранна и это временное настроение, врач может попросить его разделить задачи».

Попробуйте сказать: «Я ваш врач, и мы с вами сейчас лечим вашу ногу, а ваши страхи и опасения по поводу жилья, отношений с родственниками и угроз, — это не моя компетенция. Но я вам очень советую с этим разобраться» — и дать контакты хорошего психолога. Можно обратить внимание на то, что страхи пациента могут замедлить процесс его выздоровления.

Если сам пациент игнорирует такие советы, можно порекомендовать психолога его родственникам — возможно, у них получается его убедить обратиться за помощью».

По словам Жемчужниковой, паранойя у пожилых людей активно поддерживается тем, что они видят по телевизору, читают в газетах. Надо понимать, что в этой ситуации медик противостоит не отдельному человеку, а большим пластам коллективного подсознательного, социальному контексту.

«Все равно помирать»: пациент не хочет лечиться

У пожилого человека может не быть мотивации к лечению и выздоровлению. Следует различать сознательный выбор пожилого человека (например, не проходить очередную химиотерапию, которая мало что изменит) и крик о помощи, запрос на переубеждение.

Пациент не говорит прямо «Мне страшно, я не могу решиться сам, мне некомфортно об этом думать, мне нужна поддержка», а начинает грубить, обесценивать рекомендации врача и сомневаться в его авторитете.

И доктор должен понять, это запрос на уговоры или твердое решение не лечиться.

В первом случае также можно порекомендовать обратиться к психологу. По словам Юлии, дело врача в этой ситуации — предоставить информацию о заболевании и способах лечения, показать, какие есть возможности, а дальше воля самого человека.

Ипохондрия и обидчивость

Пациент-ипохондрик постоянно ходит к врачу со все новыми «симптомами» и подозрениями на болезни, которых нет. По словам Юлии Жемчужниковой, разубеждать такого человека бесполезно, он пойдет к другому медику, и история повторится.

Иногда ипохондрия снимается простыми успокоительными или походом к психологу. «Любые страхи пожилых людей, как, впрочем, и всех остальных, в итоге сводятся к одному — страху смерти. И его надо уважать», — подчеркивает специалист.

Чувствительность, обидчивость и несоразмерная причинам реакция тоже имеют свое объяснение. Это результат кумулятивного эффекта, как считают исследователи. Пожилой человек реагирует не только на конкретное событие, но и на сумму всех предыдущих обид. Поэтому у него развивается массированная реакция, которая может приобрести форму невроза1. Подобное необходимо учитывать.

Фамильярность в общении с врачом

Если пожилой пациент не признает авторитет молодого доктора, важно поставить границы и перевести это общение на уровень взрослый-взрослый. Такое поведение, по мнению Юлии Жемчужниковой, может быть связано с отзеркаливанием: врачи тоже часто относятся к пожилым пациентам предвзято, ожидая от них неадекватного поведения, излишней мнительности или капризов. Люди смотрят друг на друга только с точки зрения возраста, а не личностных особенностей, и это порождает конфликт.

Психолог советует сразу вежливо остановить пациента и спокойно объяснить, что вы опытный врач, с соответствующим образованием, и можете ему помочь.

Почему такие больные требуют особого обращения?

«Попасть в больницу — стресс для любого человека. Он чувствует себя зависимым от ситуации, от решений врача, при госпитализации лишается того, что его поддерживало, привычных вещей и окружения. Пожилой человек страдает от этого особенно, потому что с годами психика истончается», — объясняет Жемчужникова.

«Потеря индивидуальности, безразличие, пренебрежение воспринимаются очень остро. Если же врач уделил внимание пациенту, спросил его о чем-то личном, о том, что пациенту нравится, предпочитает ли он лежать у окна или у двери, какую книгу читает, это вызывает благосклонность и доверие», — объясняет психолог.

Где найти силы?

Чтобы не утонуть в психологических проблемах ваших пациентов, обзаведитесь контактами специалистов, которыми вы сможете поделиться с больными и их родственниками. Чаще всего пожилым пациентам нужно просто немного внимания, сочувствия и принятия их такими, какие они есть.

«Пожилые люди живут в других, отличных от наших системах координат, — утверждает арт-терапевт, сотрудник израильского дома престарелых, автор книги об общении с пожилыми родителями „Мама, не горюй!“ Саша Галицкий. — И есть только один способ улучшить наши отношения с ними. Он заключается в том, чтобы понять и принять, что лучше эти отношения уже не будут никогда. И легкими и простыми тоже никогда не будут».

Остается вопрос: где набираться энергией для общения? «Силы надо черпать в сострадании, а где же еще? А чтобы найти в себе сострадание, надо просто понять, что разницы между нами почти никакой нет, — пишет Галицкий. — Старость — самая заразная болезнь на свете. Больны старостью мы все без исключения, дело только в стадиях Надо увидеть в пожилых без пяти минут себя. От этого становится страшней, но легче.

Просто напоминайте себе, что общение со стариками — это в каком-то смысле общение с нами самими. Сострадание и любовь к ним — это сострадание и любовь к нам самим, таким, какими мы станем через пару десятков лет.

Жизнь вообще вопиющая несправедливость. Ну, послушайте, ведь только жить начал, а тебе бац! — и 90».

Источники

  1. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез» / Москва, 2019. - 171-173 с
  2. Галицкий С., Яковлев В.Е. “Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому?”. Издательство “Захаров”, 2019. URL (аудиоверсия): https://akniga.org/sasha-galickiy-vladimir-yakovlev-mama-ne-goryuy Дата обращения: 01.09.2021.
  3. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях
  4. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности лиц позднего возраста / С.Г. Максимова. – М. : Барнаул, 1998. – 99 с
  5. Акарачкова Е.С., Котова О.В. Диалог невролога и психиатра: стресс и пожилой человек. Русский медицинский журнал. URL: https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Dialog_nevrologa_i_psihiatra_stress_i_poghiloy_chelovek/#ixzz78y128Y9V Дата обращения: 01.09.2021

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации