Врачи имеют такое же право пользоваться социальными сетями, как и все остальные люди. Однако специфика этой профессии накладывает определенные ограничения на подобную активность в сети. Давайте их обсудим.
Соцсети подразумевают определенную публичность. С одной стороны, она может быть полезна для врача и его подписчиков как инструмент пропаганды здорового образа жизни, публикации новостей доказательной медицины и важной информации1. С другой стороны, врач должен проявлять максимальную осторожность при публичном изложении своих взглядов на те или иные аспекты здоровья, а в рассказах о работе ему нельзя забывать про необходимость хранения медицинской тайны. Кроме того, взаимодействие посредством соцсетей подразумевает интернет-подкованного пациента, уже изучившего доступную информацию в сети — так называемого Patient 2.0, стремящегося к партнерской, а не к патерналистской модели общения с медиками. Однако лишь 10% врачей и студентов-медиков в России воспринимают данную практику самообразования пациентов положительно2.
Исследования показывают, что 3,5% практикующих российских врачей имеют собственные сайты, 2,4% ведут блоги, а страницы в соцсетях имеются у 54,8%. В крупных городах использование врачами соцсетей наблюдается чаще3.
К словам человека в белом халате прислушиваются с особым вниманием. Его мнение о болезни и способах ее лечения, высказанное в соцсетях, может восприниматься как руководство к действию. С начала пандемии новой коронавирусной инфекции весной 2020 года в соцсетях разных стран, включая Россию, публиковались посты с сомнениями в самом существовании COVID-19, в необходимости соблюдать масочный режим и карантин, следовать другим мерам профилактики, а затем и возражения против вакцинации4. Хотя таких заявлений со стороны врачей было немного, ими активно пользовались активисты-антивакцинаторы, обрабатывая через те же соцсети миллионы пользователей. Это стало одной из причин массового явления под названием «вакцинный скептицизм», из-за которого многие люди отказались от своевременной вакцинации или убедили в этом родных и близких.
Постоянно обновляющиеся и меняющиеся данные о COVID-19 и широкое распространение соцсетей привели к «идеальному шторму» дезинформации, в условиях которого меньшинство медиков-профессионалов распространяло откровенные фейки, забывая про собственную особую ответственность за такого рода публикации5. Ими руководило стремление быстрее приобрести популярность в интернете за счет постов, противоречащих постулатам доказательной медицины, в условиях повышенного внимания общества к такой информации. Они забыли то, что подтверждали многочисленные исследования в течение десятков лет: настоятельные рекомендации врачей являются основным движущим фактором принятия населением вакцинации.
И в этой связи возникает сложный этический вопрос — имеет ли врач право высказывать собственное мнение публично, если оно непосредственно касается здоровья людей и не опирается на научно подтвержденные факты? Может ли он, к примеру, публично усомниться в существовании COVID-19, СПИДа или других недугов, в эффективности вакцинации или определенных методов лечения? Имеет ли он право поддерживать нетрадиционную медицину, не опирающуюся на доказательную базу, даже подчеркивая, что излагает личное мнение?
С точки зрения закона, в нашей стране врач не связан какими-либо дополнительными профессиональными ограничениями в этом вопросе, по сравнению с остальными людьми. Но с этической точки зрения, вероятно, такие ограничения должны быть.
Выступающий публично через соцсети врач косвенно становится рупором того медицинского учреждения, в котором он работает. Как правило, никто его на это не уполномочивает, однако если некий доктор трудится штатным хирургом или педиатром в больнице небольшого города и начинает при этом критиковать условия труда врачей, уровень материальной компенсации, низкую обеспеченность медучреждений оборудованием и медикаментами, некомпетентность главврача, то многими читателями это будет автоматически восприниматься как критика места его работы. Следовательно, пытаясь заработать себе репутацию в соцсетях, врач намеренно или необдуманно ударит по репутации своего медучреждения. Но порой для такого удара достаточно и менее серьезных публикаций.
Так, есть примеры, когда специалисты в области здравоохранения с помощью соцсетей грубо нарушали право пациентов на конфиденциальность, публиковали фотографии, сделанные во время операций и прочих медицинских манипуляций, фотографировали больных в состоянии интоксикации, позировали в стенах медучреждений с оружием или алкоголем в руках6. Это нередко становилось в разных странах причиной для дисциплинарных расследований и даже увольнений, пациентам и их родственникам выплачивались компенсации, руководство медучреждений порой было вынуждено приносить официальные извинения. Обманчивая легкость размещения постов в соцсетях грозит тяжелыми последствиями для врача, который не особо задумывался о контенте.
В некоторых медучреждениях прямо в условия договора со штатным специалистом включается пункт о необходимости сохранять репутацию заведения в любых публичных выступлениях, включая публикации в соцсетях. Нарушение этого пункта может обернуться крупными штрафами, а также стать поводом для увольнения. Но и там, где этот вопрос отдельно не оговаривается, медику все равно следует внимательно относиться к постам в соцсетях, хоть в какой-либо мере затрагивающих его профессиональную деятельность или компетенцию.
Американская медицинская ассоциация разработала собственные рекомендации по использованию соцсетей медицинскими работниками7. Среди прочего в них говорится о том, что соцсети могут доносить информацию до миллионов людей, о чем медики не должны забывать. Следует безукоризненно соблюдать медицинскую тайну, не забывать о профессиональных этических нормах при общении с пациентами в интернете, разделять личный и профессиональный контент при публикациях. Врачам рекомендуют помнить про здравый смысл и ответственность за размещенные материалы, а также беречь репутацию медучреждений. Разрешается публиковать посты, не нарушающие должностные инструкции (обязательства перед работодателями), запрещено принимать запросы на дружбу от пациентов до окончания профессиональных отношений с ними. В целом, погоня за лайками не должна разрушить репутацию самого врача и его коллег.
Но не следует считать, что соцсети представляют один сплошной риск для медицинского работника и не дают ему ничего по-настоящему позитивного в профессиональном плане. Напротив, это мощнейший инструмент именно профессионального общения между врачами, способствующий обмену опытом и ценной информацией. В первые годы существования интернета появилось большое количество узкопрофессиональных медицинских форумов по интересам, где врачи советовались друг с другом и делились знаниями. Сегодня на этих форумах все чаще консультируют пациентов, а личное общение между специалистами в области здравоохранения проходит в соцсетях8.
Помимо этого, в руках ответственного и грамотного специалиста соцсети становятся еще одним каналом пропаганды здорового образа жизни, порой даже более эффективным, чем традиционные средства коммуникации. Обеспечивая социальный капитал и медийность врачу, соцсети позволяют ему доносить важную для здоровья пациентов информацию, касающуюся профилактики и лечения различных патологий, а также общего оздоровления. В этом случае популярность в сети добросовестного врача идет на пользу и самому доктору, и его многочисленным подписчикам, получающим полезные рекомендации и сведения.
В нашей стране есть самоорганизации пациентов, которые с помощью интернета формируют различные сообщества, в том числе и посредством соцсетей. Внутри этих сообществ осуществляется постоянный обмен медицинской информацией, способной помочь людям в различных вопросах9.
В условиях массового распространения через интернет непроверенной, недостоверной, а зачастую и откровенно ложной, информации медицинского плана врачи с помощью соцсетей могут стать проводниками контрпропаганды, распространителями опасного контента, влияющего на здоровье человека. Это мирное, но мощное оружие, а не только удобная для пациента система получения медицинской информации. В этой связи вклад соцсетей в укрепление здоровья населения кажется весьма значительным. Доктор получает заслуженные лайки, подписки, известность и прочие приятные бонусы опытного пользователя всемирной паутины, а его подписчики — информацию, позволяющую поддерживать свое здоровье и хорошее самочувствие дорогих ему людей.
(function(d, o) { if (d.getElementById(o.id)) return; var s = d.createElement('script'); s.id = o.id; s.async = true; s.type = 'text/javascript'; s.src = 'https://madte.st/sdk-v2.js'; s.onl oad = function (){ new Madtest(o); }; d.head.appendChild(s); })(document, {"testId":"XrwQAw7o"});Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»