Как связаны пациентское самолечение и коммуникативные навыки врача, читайте в нашей статье.
«Прежде чем начать лечиться самостоятельно, многие пациенты сталкиваются с отсутствием либо должной квалификации врача, либо эмпатии и понимания», — сказал в одном из интервью известный врач-пульмонолог, к. м. н. Василий Штабницкий1. Давайте воспримем это не как претензию к коллегам, а как повод для размышления.
Продолжим разговор о феномене самолечения, перейдя от общих проблем к частным историям.
«У нас в университете была шутка о страшном сне врача: на скорой в твое дежурство привозят кого-то из бывших одногруппников, — рассказывает врач клинической лабораторной диагностики Светлана Черных. — Неудивительно, что если студенты мединститутов так шутят, то далекие от медицины люди побаиваются врачей и относятся к ним со скептицизмом. Они лучше купят гомеопатические препараты, будут сетовать на психосоматику, чем пойдут к доктору. К тому же отсутствует критическое мышление и желание повышать медицинскую грамотность».
По мнению социального антрополога, научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Сергея Мохова, недоверие к врачам наблюдается не только в России. «Эта проблема существует во всем мире, медикам зачастую не доверяют и на Западе, и в России. Пациенты часто считают, что можно найти какой-то другой вариант»2, — рассказал исследователь в одном из интервью.
Однако специфические культурные особенности, которые провоцируют недоверие к докторам, в нашей стране все-таки есть. В СССР считалось, что пациенту нельзя рассказывать о неблагоприятном диагнозе и нужно держать человека в неведении как можно дольше2. В итоге люди изначально не ожидают искренности от медиков. Можно было бы надеяться, что героизация работы врача во время эпидемии COVID-19 поднимет престиж профессии, но, увы, по данным ВЦИОМ, опубликованным в июне 2022 года, средний балл доверия сегодня — 3,28 из 5 возможных, что даже ниже допандемийных показателей на 0,5 балла. Противоречивой информации стало больше и для врачей, и для пациентов. Конспирологические теории3 об искусственном происхождении нового вируса, непрозрачная статистика4 и огромное количество народных рецептов5, которые «помогли» родственникам, соседям, знакомым знакомых, рассеивают внимание и заставляют людей кидаться из крайности в крайность.
Вот и получается, что, согласно допандемийной статистике6, люди все-таки обращаются к врачам (56,4 % опрошенных за 2018 год), но лечиться предпочитают так, как сами того пожелают, — самостоятельно выбранными лекарствами и народными методами, которые кажутся им эффективнее препаратов, назначенных врачом (62,7 % опрошенных за 2018 год).
Стивен Пирсон и Лиза Раек, в своей аналитической статье7, систематизировавшей исследования об отношении пациента к врачу, обнаружили, что доверие больше всего коррелирует с такими качествами:
А в качественных исследованиях, посвященных самолечению8, некоторые участники объясняют нежелание обратиться к доктору так: «В поликлинике (больнице) я часто сталкиваюсь с негативом, связанным с уровнем обслуживания и (или) отношением персонала», «Лечение, назначаемое мне врачом, часто не удовлетворяет мои потребности». И это распространенные варианты ответов.
Доверие основывается не только на профессиональной компетенции специалиста, но и на уважительном общении обеих сторон, в котором отсутствует модель «начальник-подчиненный» и карательно-назидательный тон.
Некоторые социологи отмечают9, что в наследство от СССР нам досталась традиция хамства как результат экономики дефицита, где один обладает определенным благом, а другой стремится его получить и готов при этом терпеть грубость и неуважение. В Советском Союзе, где платная медицина была развита слабо, это явление отмечалось повсеместно. Сегодня оно сохранилось в закрытых медицинских учреждениях, например в психоневрологических интернатах, бывает особенно заметно в области родовспоможения, встречается в обычных поликлиниках и больницах.
«Года четыре назад я обратилась к врачу с болью в области сгиба ноги. Не помню, что там в итоге оказалось, кажется, это было защемление нерва. Ходить и стоять мне было трудно, — рассказывает москвичка Наталья Гайдарова. — Я записалась к терапевту, поскольку к специалистам можно попасть только через них. И меня отправили… к гинекологу, совершенно не обратив внимания на симптомы и характер боли».
«Естественно, ни к какому гинекологу я не пошла, поспрашивала у друзей и знакомых и в итоге все благополучно вылечила сама».
Тут налицо две коммуникативные ошибки10. Первая — доктор не дал понять пациентке, что действительно интересуется ее здоровьем, Наталья вспомнила, что не было уточняющих вопросов и хотя бы поверхностного осмотра. Вторая — врач не объяснил свое решение. Согласитесь, озвученный «метод исключения» — это слабый аргумент для человека, который не может ходить из-за боли. В результате пациентка решила лечиться самостоятельно, а ее негативный опыт в поликлинике и положительный в процессе самотерапии может подтолкнуть и других людей не обращаться к врачу.
Для такого стиля общения есть даже специальный термин — «медицинский газлайтинг»11, когда жалобы пациента игнорируются, что убеждает его в собственном предположении: а может, ему действительно это только показалось?
Да, это раздражает, когда любой, входящий в кабинет врача, мнит себя более сведущим в медицине, чем специалист, обучавшийся этому много лет. Раздражают пациенты-ипохондрики, каждую неделю обнаруживающие у себя симптомы новой «неизлечимой» болезни. Но прислушиваться к человеку, пришедшему на прием, и строить продуктивный диалог, а не монолог, полезно в любом случае.
«Эти дополнительные вопросы укрепляют доверие к врачу и могут натолкнуть его на новые соображения о проблеме пациента», — говорит специалист12.
Кроме того, по мнению авторов книги «Навыки общения с пациентами»10 Джонатана Сильвермана и Джульетты Драйпер, пациент может знать о болезни больше, если, например, это редкое хроническое заболевание. Врачу стоит учитывать и прошлый опыт человека, например диабетик мог вырасти в семье больных сахарным диабетом людей и знать многие нюансы проявления недуга и его лечения.
Психотерапевт и клинический психолог НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Наталья Клипинина. тоже говорит о необходимости диалога на равных и сетует, что врачи не готовы к такой коммуникации.
В итоге 40 % россиян13 воспринимают рекомендации врачей как что-то второстепенное, необязательное к исполнению. Это приводит к самолечению либо к переходам от доктора к доктору за подтверждением диагноза или в поисках «удобной» терапии и опять же к самолечению. «В общественном сознании есть мнение: чтобы поставить верный диагноз, нужно обойти минимум трех врачей. В итоге человек сталкивается с разными мнениями, что еще больше его путает», — поясняет врач Светлана Черных.
Необходимость прислушиваться к пациенту и терпеливо разъяснять элементарные понятия может казаться обременительной. Но это, пожалуй, самый верный способ мотивировать человека обращаться к официальной медицине и делать это вовремя, а не на запущенной стадии заболевания.
«Самолечение будет всегда, как бы с ним ни боролись врачи. Если хоть раз такой метод сработал у человека, то он уже будет раздавать советы, как такое лечить, — считает врач-дерматолог Светлана Якубовская. — Главный совет врачам по борьбе с самолечением у пациентов: нужно развиваться, не стоять на месте, все время черпать новые знания, чтобы не было ни одного пациента с неверно поставленным диагнозом. И, конечно, быть внимательным, чутким, эмпатичным. Врач лечит еще и словом. Любое самолечение не имеет обратной связи и контроля, как бросок мяча в одну сторону».
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»