журналист
По данным Ассоциации врачей авиационной медицины1 (АВАМ), в 2019 году более 200 человек почувствовали себя плохо на борту и в итоге были госпитализированы: в 80% случаев самолет выполнил вынужденную посадку. Смертность при таких ситуациях — 7–10% от общего числа инцидентов. «Более легкие случаи ухудшения самочувствия авиапассажиров происходят значительно чаще, — говорится в сообщении АВАМ. — По различным данным, один случай на каждые 75–150 рейсов».
Медик на в самолете никогда не будет лишним. Что он может, а что, формально, не имеет права делать при оказании первой помощи в самолете?
«Я летел на международную конференцию по хирургии, — рассказывает врач Денис Васильев. — Вдруг стюардесса по громкой связи спросила, есть ли доктор на борту. Я вызвался. Оказалось, у пассажирки случилась паническая атака, когда мы проходили зону турбулентности: поднялось давление, начался приступ удушья. Я знаю, что бортпроводники умеют оказывать первую помощь и тысячи раз встречались с паникой у пассажиров. С женщиной нужно было именно говорить, успокаивать, быть рядом, но английского, французского и немецкого, на котором говорил экипаж, она не знала. Я сел рядом, предложил ей выпить ее гипотензивный препарат и свой валидол — больше как плацебо, конечно. Его вожу с собой исключительно как средство от укачивания. И начал беседовать. Через 10 минут давление перемерили, значения пошли на убыль, ЧСС снизилась. Мы еще поговорили, женщине принесли перекусить и некрепкий чай. А там и до посадки оставалось 20 минут. Она успокоилась, бортпроводники тоже».
Напомним, что в самолете — как и в любом другом месте за пределами медорганизации — медик может оказывать не медицинскую, а первую помощь2. О том, в чем между ними разница с точки зрения современного законодательства, мы подробно говорили в статье «Здесь есть врач?».
Кстати, бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова дважды оказывала первую помощь в самолете, причем использовала лекарство из своей личной аптечки4,5. Получается, даже министр оказалась вне правового поля.
Наиболее частые диагнозы, с которыми сталкиваются в воздухе, согласно данным немецких исследователей6, это:
Наиболее распространенные действия — измерение артериального давления с последующим приемом лекарств и подачей кислорода. Автоматический дефибриллятор использовался примерно в 6% случаев (2010/2011 n = 136), но почти исключительно для записи ЭКГ, а не для реанимации. Но есть и такая цифра: за 13 лет (с 1997-го по 2010 год) 80 человек, пассажиров American Airlines, были спасены благодаря использованию автоматического внешнего дефибриллятора6.
Если врача на борту нет или ситуация требует консультации, экипаж во время полета может связаться с медиками на земле. В немецкой авиакомпании Lufthansa есть даже система ЭКГ CardioSecur для помощи людям с сердечно-сосудистыми патологиями. Она подключена к международной медицинской горячей линии International SOS и позволяет бортпроводникам передавать данные о состоянии пассажира на землю и получать рекомендации по его ведению на в воздухе.
Эта же авиакомпания запустила приложение airRX для врачей: оно описывает 23 наиболее часто встречающиеся на борту ситуации, где нужна работа доктора, порядок действий в каждой из них. В том числе болевой синдром, припадок, гипогликемия, аллергические реакции, вагинальные кровотечения, экстренные ситуации при беременности (на разных сроках), психиатрические жалобы и даже боль в ушах. Там же указано, какое оборудование должно быть в самолетах разных стран — США, Евросоюза, Канады, Сингапура, Индии.
В России укладка бортовой аптечки давно не менялась, и спецоборудования в пассажирских самолетах нет. Но в 2018 году в Госдуму внесли «законопроект о дефибрилляторах» (№ 466977-7)7: депутаты предложили размещать автоматические наружные дефибрилляторы в аэропортах и в самолетах и разрешить любому человеку использовать их для оказания первой помощи. Позже законопроект дополнили: предложили разделить первую помощь на базовую и расширенную. При расширенной и список состояний, и перечень действий при оказании первой помощи для медицинского работника будет другим — полнее, чем сейчас. Это решит многие проблемы.
Пока же первая помощь в самолете, как и везде, входит в обязанности стюардов8, и лишь в методических рекомендациях Росавиации указано, что экипаж имеет право привлечь медика, находящегося в самолете. Рекомендации не обязывают ни к чему, это не нормативно-правовой акт. Тем более что в случае неблагоприятного исхода ответственность может лечь на врача.
Зарубежным докторам повезло больше: в Великобритании и США авиакомпании юридически оберегают медработников от последующих судебных разбирательств9. А в США действует так называемый «Закон доброго самаритянина»10: согласно ему пострадавший, как правило, не может предъявить иск тому, кто оказал ему первую помощь, если та была добросовестно оказана11.
В 2018 году, чтобы повысить безопасность пассажиров и снизить частоту вынужденных посадок самолетов, европейские авиакомпании Lufthansa, Austrian Airlines и SWISS запустили программу привилегий для медиков Doctor on Board («Врач на борту»). В первый год в ней приняли участие 11 000 медиков из немецкоговорящих стран. Смысл программы — в особых привилегиях для докторов: дополнительные мили, бесплатное дополнительное место багажа, скидка на билет, отдельная стойка регистрации на рейс. Медицинская служба Lufthansa вместе с Немецкой академией авиационной медицины предлагает членам программы специальный обучающий курс. Участники программы «Врач на борту» застрахованы от претензий со стороны пациентов, которым они оказывали помощь9.
В России подобная программа появилась у авиакомпании S7. Организаторы предлагают щедрые привилегии просто за то, что вы доктор. Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) поощряет участников программы пройти образовательный курс по авиационной медицине и особенностям оказания помощи в самолете. «Мы не накладываем никаких обязательств на участников программы: отозваться на призыв [оказать первую помощь пассажиру] всегда останется вашим решением, которое мы уважаем», — говорится на сайте S712.
Но представьте себе гипотетическую ситуацию: в воздухе человеку плохо, вы от греха подальше не вмешиваетесь. Если человека не спасут и дойдет до судебного разбирательства, несложно будет выяснить, что в салоне самолета находился участник программы. Вас могут привлечь к ответственности. Не помог — виновен, помог — есть риск тоже понести ответственность, если у пациента будут претензии или в случае неблагоприятного исхода.
Звучали предложения вывести из Уголовного кодекса статьи об ответственности врачей при оказании первой помощи в экстренной ситуации. Но пока все по-прежнему. Частично риски покрывает страховка, но только частично.
Обязать медицинского работника лечить или спасать кого-то вне рабочего времени и вне рабочего места никто не может. И, к сожалению, больше проблем может возникнуть при оказании этой помощи. Мораль и профессиональная этика спорят с инстинктом самосохранения. Будем надеяться, что рано или поздно этот неприятный законодательный парадокс устранят.
Комикс «Небо. Самолет. Дедушка» смотрите здесь.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»