Эффективное взаимодействие с пациентами по методологии DISC — Docsfera
SANOFI
Эффективное взаимодействие с пациентами по методологии DISC
Эффективное взаимодействие с пациентами по методологии DISC
Что такое DISC?

Это поведенческая модель, состоящая из 4 типов личностных особенностей, что помогает в изучении поведения людей при определенных обстоятельствах. Система позволяет распознать особенности поведенческого типа пациента и то, как он реагирует на различные задачи – при этом не оценивая интеллектуальные способности, образование или опыт1,2.

Создатель модели DISC - американский психолог, PR-специалист, юрист и писатель Уильям Марстон1. Именно он создал первую практическую модель детектора лжи. Хотя методология стала использоваться в 1980-х годах, ее истоки уходят в древние времена – ведь еще Гиппократ выделял 4 вида темперамента, ставшие основой для рассматриваемой типологии.

Типология DISC в помощь врачам

В последние годы все чаще выбор методов диагностики, лечения и ведения пациентов, основывается на их индивидуальных особенностях. Подобная тактика позволяет быстрее и эффективнее добиваться целей терапии2.

Но часто бывает, что за короткое время найти какие-то особенные слова для пациента очень сложно. И специалисты не всегда могут быть уверены, что рекомендации правильно поняты и будут выполняться – здесь и может помочь типология, чтобы найти свой подход к каждому пациенту.

Типология DISC в помощь врачам

Модель DISC основывается на двух главных критериях2:

  • Особенности восприятия человеком мира, в котором он функционирует (в качестве враждебной или благоприятной среды)
  • Особенности поведения человека в конкретных ситуациях (активным является его поведение или реактивным)

Отобразить 4 типа личности можно с помощью схемы2:

Как эффективно вести диалог с пациентами разных типов2:

Тип D
– ключевое слово «контроль». Они хотят быстро достичь цели. Волевые, решительные и требовательные: в коммуникации с ними важно общаться по делу, без лишних эмоций.

  • Говорить с ними, опираясь на факты и исследования.
  • Быть уверенным, опираясь на личный авторитет.
  • Использовать закрытые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет».
  • Общение «здесь и сейчас», без размытых и обтекаемых формулировок.

Отличительные черты:
Тяжелый или прямой взгляд, крепкое рукопожатие, громкий голос. Любят перебивать собеседника или вести диалог с несколькими людьми. Всегда готовы к конкуренции, воспринимаются резкими и грубоватыми. Прямолинейны, говорят то, что думают, могут распалиться и не соглашаться с мнением оппонента.

Тип I
– ключевое слово «признание». Они хотят достичь цели с удовольствием. Активны и оптимистичны в общении, в коммуникациях стремятся наладить хорошие отношения со специалистами, ожидая одобрения. Часто принимают решения под влиянием момента, раздражаются, если им скучно или непонятно.

  • Запастись терпением, внимательно слушать и стараться отвечать на все вопросы.
  • Рассказывать о преимуществах тактик лечения и выбора препаратов.
  • Обсуждать возникающие проблемы «здесь и сейчас».
  • Им можно предлагать нестандартные подходы к лечению.

Отличительные черты:
Бурная жестикуляция, яркая мимика и эмоциональная речь, насыщенная оригинальными словечками. Выглядят заинтересованными в общении, быстро уменьшают дистанцию – рассказывают истории и шутки, иногда неуместные. Оживляются при «зрителях».

Тип S
– ключевое слово «забота». Они хотят достичь цели безопасно. Дружелюбны и открыты, терпеливы и надежны: в коммуникации они пассивны и достаточно ведомы.

  • Демонстрировать дружелюбие и открытость, проявлять заботу.
  • Делать акценты на прогрессе в лечении, можно говорить как о совместной работе.
  • Беседу лучше вести мягко.
  • В конце разговора дать понять пациенту, что вы с ним на одной стороне и всегда рядом.

Отличительные черты:
Ведут себя обычно спокойно, дружелюбно, внимательно и тактично – могут выглядеть «соглашающимися со всем». Производят впечатление человека, имеющего свое мнение, но не озвучившего его. Задают осторожные наводящие вопросы, прощупывают ситуацию и стремятся не нарушать сложившийся порядок вещей.

Тип C
– ключевое слово «экспертиза». Они хотят достичь цели точно по правилам. Точны, осторожны и осмотрительный: в коммуникации формальны, для них главное – это решение задачи, но ведут себя при этом пассивно.

  • Им важна четкая подача информации, анализ и сравнения (в цифрах, в процентах).
  • Преимущества для них должны быть точно измеримыми.
  • Любят консультироваться с другими людьми и специалистами.
  • Необходимо показать (иногда и доказать), что вы отличный специалист в своей сфере.
  • Задают много вопросов, на которые лучше иметь ответы.

Отличительные черты:
Чувства в общении проявляют осторожно, жесты сдержаны, рукопожатие скупое и краткое – скорее они попытаются избежать тактильного контакта. Точны, пунктуальны, стараются придерживаться планов, установленных стандартов и процедур.

У каждого пациента разные потребности, отличающиеся друг от друга – в том числе и в общении со специалистом. Именно поэтому типология DISC может помочь адаптировать свой стиль поведения в зависимости от особенностей вашего собеседника. Этот метод широко применяется в менеджменте и очень эффективен при построении стратегии коммуникации.

Список источников:

1. Emotions of Normal People, Taylor&Francis Ltd., 1999, ISBN 0-415-21076-3
2. URL: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-disc-уильяма-марстона (акутализация на 9.04.2021)


MAT-RU-2200144 – 1.0 – 06.2022

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации
Опубликованы новые материалы, которые могут быть вам интересны
Все уведомления