Научные медицинские статьи для врачей | Клинические исследования, статьи для пациентов — Docsfera.ru
SANOFI

Начало самостоятельной практики: трудности и радости врачей-«новобранцев»

Виктория Федорова

журналист, студентка Медицинского университета

Начало любой самостоятельной практики — это всегда стресс. Первая операция чем-то похожа на выход в открытый космос: ты не знаешь, что ждет тебя в конце и правильно ли ты действуешь. Конечно, можно практиковаться долгие годы и внушать себе, что время не потрачено даром. Конечно, учеба в медвузе является самой трудоемкой, только цена ошибки на рабочем месте — жизнь и здоровье человека. И не только пациента, но и самого врача.

Западные исследования1 показывают, что проблемы с психическим здоровьем, особенно депрессия, у врачей чаще всего встречаются в первый год после получения диплома. Чрезмерная рабочая нагрузка, недостаток сна, ответственность за пациента, общение с расстроенными родственниками, неудачи в назначенном лечении или постановке диагноза, постоянно меняющиеся условия работы и конкуренция лишь часть факторов, связанных с грядущим стрессом. А его клинические симптомы могут быть настолько серьезными, что способны довести до суицидальных мыслей, которые, в свою очередь, могут подтолкнуть к злоупотреблению алкоголем или наркотиками1. Причем женщины-медики страдают от стресса больше, чем мужчины.

Как избежать этого перенапряжения и минимизировать негативные последствия?

Факторы стресса

По данным британских исследователей2 многие начинающие доктора не уверены в правильности поставленных диагнозов и назначений, поскольку не обладают всеми практическими навыками и пока не знают, как действовать в экстренных случаях. Об этом они честно признаются в фокус-группах и личных интервью. Интересно, что кураторы при этом оценили их как хорошо подготовленных специалистов и были против обращения за поддержкой к старшим коллегам по поводу и без.

Вместе с этим исследования показали, что молодые специалисты, получившие поддержку старших, сообщали о меньшем стрессе по сравнению с теми, кого оставили работать одних, без посторонней помощи.

Здесь нужно учитывать разнообразие специальностей и мест работы. Российские врачи-педиатры, например, сразу после университетской скамьи могут отправиться работать максимум в поликлинику, поскольку еще не имеют ординатуры за плечами.

«Три часа сидишь на приеме, а потом ходишь по адресам, — рассказывает участковый врач-педиатр Полина Саврасова. — Никто с тобой за руку не ходит, врачи остаются в поликлинике. Да, всегда можно позвонить и спросить совета, коллеги помогут, но не хочется выглядеть глупо перед пациентами. Я считаю, что работа в поликлинике — одна из тех, что делает тебя более сильным и конкурентоспособным. Ты сразу оказываешься в пекле событий. Это мотивирует. Хочется быстрее получить специальность и работать в стационаре, чтобы больше никогда не возвращаться на участок».

Участь женщин

Гендерное неравенство3 проявляется в практике молодых врачей-женщин по-своему. Что в России, что, например, в Бангладеш постоянно приходится беспокоиться о своей безопасности. Девушка, которая отправляется на вызов, не знает, что ее там ждет. В Саратове был случай, когда мужчина совершил преступление в отношении половогой неприкосновенности врача, которая попросила его помощи в поиске адреса пациента. Опасность кроется и за дверью дома: иногда встречаются неадекватные пациенты, которые хотят от врачей невозможного. Так, один родитель требовал от начинающего педиатра взять у ребенка анализы в домашних условиях и на месте поставить диагноз. Он просто не хотел нести их в поликлинику на следующий день. Вразумила его только угроза вызвать полицию.

Еще одна проблема молодого врача на рабочем месте — это взаимоотношения со средним и младшим персоналом.

«Медсестра, которая старше и проработала в медицине несколько десятков лет, может демонстрировать свое превосходство, относиться снисходительно, поучать либо, наоборот, игнорировать просьбы, — говорит Сарасова. — Возможно, это моя ошибка коммуникации, но не сразу можно найти подход к человеку, тем более в стрессовых условиях. В любом случае это огромный жизненный и врачебный опыт, который может быть только полезен», — подчеркивает Полина.

С ней согласна заведующая областной поликлиникой Алсу Шадзидзянова. Каждый неоднозначный случай идет в копилку.

«Надо учиться работать в коллективе, сглаживать острые углы, подстраиваться под людей, если они делают полезные замечания, или, наоборот, строго требовать должное, — говорит она. — Это потом поможет в работе с пациентами и в карьерном росте. Важно уметь дифференцировать не только болезни, но и людей и ко всем находить подход».

Эффект неожиданности

Не все в работе первогодок так печально. У врача — стажера скорой помощи Василия Токарева начало карьеры вызвало исключительно положительные эмоции. Еще до окончания вуза он устроился работать медбратом, что принесло свои плоды. Многие практические навыки в медуниверситетах отрабатываются на симуляционных тренажерах, в итоге произвести манипуляции с реальным человеком бывает страшно. К тому же преподаватели медвузов всегда отмечают огромную разницу между ситуациями, описанными в учебниках, и реальными историями на практике. Поэтому нужно заранее быть ко всему готовым.

«Я сразу влюбился в работу на скорой, — вспоминает Василий Токарев. — Это адреналин: поступает вызов, человеку плохо, и ты едешь туда, не знаю куда, где неизвестно, что тебя ждет. Работа объективно тяжелая, не спишь сутками, некогда поесть. Бывает, что пообедать можно только в восемь вечера. Но мне нормально».

«Бывает страшно, когда думаешь, что за диагноз у больного, но плох тот врач, который не боится ошибиться. Тем более мы всегда обсуждаем вызовы постфактум, и есть у кого спросить: ездим бригадой. А за спрос не бьют, как говорится».

Блат ты мне или не блат

Неопределенность при выборе специальности тоже один из факторов стресса2. Врачи в начале своей карьеры должны уметь принимать важные решения в отношении не только пациентов, но и своего будущего. В какой области они хотят специализироваться? Чему посвятить жизнь? Далеко не каждый во время учебы знает, каким врачом он будет.

Врач-хирург, ординатор Александр Сафронов сразу знал, кем он станет. Он из семьи потомственных медиков, его отец руководит частной медклиникой. С первого курса Александр пошел в хирургический кружок, был его старостой, успешно занимался на протяжении всех шести лет, участвовал во внутривузовских и российских олимпиадах по хирургии. На последних курсах пошел работать медбратом в ОРИТ государственной больницы.

«В ординатуре ассистирую на операциях, — рассказывает Александр. — Если врач видит, что я умею, почему нет? При этом нет деления по гендеру или „блату“. Умеешь — делай. Сейчас начинающих девушек-хирургов больше, чем парней, как и в целом, количество женщин превышает число мужчин. Если у человека есть цель, и он хочет работать, то никто не будет чинить ему препятствия. Бывает, кто-то не в настроении либо по характеру такой человек, что не мечтает передать тебе свой бесценный опыт. Что ж, буду всему учиться сам».

Заведующий отделением хирургии и отделением координации донорства органов и (или) тканей человека ГУЗ ОКБ к. м. н. Дмитрий Попрыга и есть тот, кого называют self-made man — человек, который сделал себя сам. Он не из медицинской семьи. Захотел стать врачом, когда в четыре года сломал руку и попал в больницу. Уже во время учебы в медуниверситете он заинтересовался наукой, устроился лаборантом на кафедру патофизиологии, дежурил в больнице. Во время ординатуры по хирургии написал кандидатскую диссертацию.

«Я спал и видел, как делаю свою первую операцию, — вспоминает Попрыга. — Представлял весь алгоритм работы. Из больницы не вылезал».

«Ведь из чего складывается профессионализм? Это количество повторений и времени, которое человек проводит в операционной, с пациентом, с коллегами. Для тех, кто рвется в медицину, дорога всегда открыта».

Часто можно услышать, что маститые хирурги не дают оперировать молодым докторам, желают все делать сами, получать за это деньги, а не растить себе конкурентов.

«Наверное, где-то есть подобное, но мне кажется это глупым, — говорит доктор. — Когда у тебя сильный коллектив, он динамически развивается. Мы должны показывать высокий уровень, уметь делать различные операции, друг друга подменять. Иначе, если все сильные соберутся в одном месте, что останется другим? А пострадают в первую очередь пациенты».

Дмитрий Викторович уверен, что терпение и труд все перетрут. А если не перетрут, любой человек в состоянии найти себя в другом месте, другой больнице, другом коллективе. В другой специальности, на худой конец.

«Жизнь одна, и незачем стоять на месте, нужно расти и развиваться. Не получилось в одном месте — получится в другом. Винить кого-то в своих неудачах нет смысла. Например, один выдающийся профессор, известная личность, три года не давала оперировать начинающему хирургу, он стоял „на крючках“. И что? Думаете, она делала это со зла? Или ради того, чтобы он настолько за эти годы изучил организм вдоль и поперек, настолько в его голове все было отточено, что потом ему можно было бы доверить любую операцию? Как ни банально, чтобы чего-то добиться, нужно сначала много читать, много трудиться».

Исследователи рассматривают мотивацию, целеустремленность, лидерские качества как жизненно важный показатель хороших врачей4. При этом отдельно указывается, что правильный тайм-менеджмент — залог успеха и снижения стресса. Не нужно взваливать на себя чрезмерно большой объем и работать за себя и за того парня, стараясь понравиться. Вы присоединяетесь к команде медиков, у команды есть свои сильные и слабые стороны, вы часть команды. И вы не просто вчерашний студент и ординатор, а клей, который теперь держит нас вместе.

Множество исследований показывают, что первые годы практики — нелегкое испытание для врачей во всем мире5. Будет трудно морально и физически, но надо понимать, что это нормально. Самое простое решение — постараться уделять больше времени отдыху, не стесняться обратиться за психологической помощью и не бояться спрашивать совета старших коллег. Чего-то не знаешь — спроси, это не стыдно. А человеку будет приятно поделиться знанием. Основа основ в этом мире — взаимопомощь, на ней и строится большая медицина.

Источники

  1. Tyssen, R., Vaglum, P. (2002). Mental Health Problems among Young Doctors: An Updated Review of Prospective Studies. Harvard Review of Psychiatry, 10(3), 154–165. doi:10.1080/10673220216218. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12023930/
  2. Kellett J., Papageorgiou A., Cavenagh P., Salter C. The preparedness of newly qualified doctors – Views of Foundation doctors and supervisors. Medical Teacher. Volume 37, 2015 - Issue 10. Pages 949-954 | Published online: 13 Oct 2014. https://doi.org/10.3109/0142159X.2014.970619
  3. Porimol Palma. Uphill battle of female doctors. They surpass male peers in number, yet struggle against host of barriers. The Daily Star. May 07, 2019 / LAST MODIFIED: 01:17 AM, May 07, 2019. https://www.thedailystar.net/backpage/news/uphill-battle-female-doctors-1739776
  4. Maguire P., Fairbairn S., Fletcher Ch. Consultation skills of young doctors: I-Benefits of feedback training in interviewing as students persist. British medical journal volume 292 14 june 1986 Medical Education. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1340568/pdf/bmjcred00238-0031.pdf
  5. Taylor-East R., Grech A., Gatt C. The mental health of newly graduate doctors in Malta. Psychiatria Danubina, 2013; Vol. 25. Suppl. 2, pp. 250–255. https://www.um.edu.mt/library/oar/bitstream/123456789/16634/1/OA%20The%20mental%20health%20of%20newly%20graduate%20doctors%20in%20Malta.pdf

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации