Белый медицинский халат — самая узнаваемая униформа в мире и неотъемлемая часть образа врача. Но так было не всегда. Современная форма врача появилась лишь в 19 веке — тогда же, когда и медицина в том виде, в каком мы ее знаем сейчас. Что носили врачи прошлого и почему именно белый халат стал визитной карточкой медика, читайте в нашем материале.
До нас не дошло сведений о специальной одежде античных лекарей. Вероятнее всего, ее не было, как и в Средние века. Форма была предусмотрена только на время эпидемий — бубонной чумы, холеры и оспы. В Европе 17 века «чумные доктора» носили защитный костюм, создание которого приписывают Шарлю де Лорме — придворному врачу короля Людовика XIII и других европейских королевских семей.
Наряд состоял из рубашки, бриджей, соединенных с ботинками, темного пальто, шляпы и перчаток из козьей кожи. Кожа была покрыта воском, чтобы защитить от контакта с любыми телесными жидкостями пациентов во время визитов. Головные уборы чумных врачей представляли из себя маску, по форме напоминавшую большой клюв, а глаза были защищены очками.
Чумные врачи также носили с собой жезл, которым показывали больному, что ему нужно сделать, какой предмет взять и какое лекарство принять, при этом не дотрагиваясь до него.
Считалось, что клювовидные маски и другие элементы одежды, которые с тех пор ассоциируются со смертельными эпидемиями, защищали врача от заражения.
Во времена, предшествовавшие микробной теории болезней, врачи полагали, что чума распространяется через отравленный воздух, который может вызвать дисбаланс в жидкостях организма человека.
Поэтому чумные доктора готовили териак — состав из более, чем 55 трав и других компонентов, таких как порошок из плоти гадюки, корица, мирра и т. д. Териак закладывали в специальные отверстия маски, и он должен был очистить воздух, прежде чем врач вдохнет его. Чумные костюмы делали врачей легко узнаваемыми, но реальной защиты не давали. Истинная причина чумы — инфицирование бактериями Yersinia pestis через укусы блох и контакт с зараженными жидкостями и тканями, стала известна гораздо позже, в 1894 году.
Позже на смену пугающим чумным нарядам пришла обычная черная одежда2. Отчасти это было символично — в ту эпоху встречи с врачом нередко были бесполезны для пациента. Часто визит доктора предшествовал смерти, люди обращались за медицинской помощью только в крайнем случае. Черную одежду также носили духовенство и гробовщики.
Внешний вид европейских врачей 17–18 веков зависел от их специализации3. В то время существовало жесткое разделение между врачами общей практики, которые получали высшее образование в университете и относились к закрытому и привилегированному врачебному сословию, и хирургами, которые не имели образования и считались простыми ремесленниками. Профессия врача с университетским образованием была уважаемой и высокооплачиваемой, хирургов-цирюльников и костоправов презирали и квалифицированными специалистами не считали.
Одежда представителей этих двух классов врачей разительно отличалась. У врачей общей практики не было специальной униформы, но им подобало одеваться дорого, чтобы подчеркнуть высокий статус профессии.Легендарный средневековый целитель и алхимик Парацельс писал, что врачу подобает кроме богато украшенной мантии носить на руках кольца с драгоценными камнями.
Среди хирургов была своя градация. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять сложные операции. «Короткополые» хирурги занимали более низкое положение. Они были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией — кровопусканием, удалением зубов. И те, и другие хирурги на время проведения «грязных» процедур надевали кожаный фартук.
Можно сказать, что мантия — предшественница белого халата, а кожаный хирургический фартук — предок зеленого операционного костюма.
Сестринская форма4 в Средневековье ассоциируется, в первую очередь, с монашеским одеянием. Больниц и госпиталей как таковых в те времена не было, поэтому нуждающихся во врачебной помощи стационарно лечили при монастырях. Уделом невест Христовых был уход за больными и ранеными. Традиционный наряд сестры милосердия монастырской больницы состоял из темного длинного платья с белым передником и белого платка-косынки. Эти предметы одежды не были созданы с учетом требований гигиены, вместо этого они символизировали монашеское смирение и отказ от материальных благ.
Появление прообраза медицинского халата (от арабского hil at, почетное платье) относится к середине 19 века.
В 1867 году английский врач-гигиенист Джозеф Листер5 развивал теорию антисептики и предложил обеззараживать воздух распылением карболовой кислоты, чтобы воспрепятствовать проникновению болезнетворных микроорганизмов в операционное поле и раны.
Листер ввел дезинфекцию карболовой кислотой, благодаря чему стало возможно проводить сложные операции на брюшной и грудной полостях и черепе. Он настаивал не только на стерилизации инструментов, но также на необходимости ношения специальной медицинской формы, резиновых перчаток и маски. Халат был удобным видом одежды, который закрывал большую часть фигуры доктора и благодаря своему цвету делал заметными все гигиенические нарушения. К Листеру прислушались не сразу, но постепенно маски и медицинские халаты, хотя и не всегда белые, получали все большее распространение.
Перемены, произошедшие в медицинской моде, наглядно видны на картинах6 американского художника Томаса Икинса, написанных с интервалом всего в 14 лет. На картине «Клиника Гросса» (1875 г.), изображающей операцию в анатомическом театре, все врачи одеты в обычные темные сюртуки. На картине «Клиника Агню» (1889 г.) все они уже в белых халатах.
Униформа медсестер также постепенно утратила сходство с религиозной одеждой. Благодаря усилиям Флоренс Найтингейл7 медицинское сообщество официально признало профессию медсестры, и она перестала быть занятием монахинь.
Привычная нам медицинская форма распространялась по больницам постепенно и примерно в одно и то же время в разных странах.
В 1869 году русский врач-педиатр Карл Андреевич Раухфаус8 ввел халат в качестве медицинской формы в детской больнице для малолетних пациентов всех сословий в Санкт-Петербурге, директором и главным врачом которой он был.
В период франко-прусской войны с 1870 года белые халаты использовали немецкие доктора.
Русские врачи использовали белую форму во время Севастопольской обороны в Крымскую войну и во время русско-турецкой кампании 1877–1878 годов. В 1880-е годы халаты стали постоянной формой врачей в столичном госпитале имени Бурденко.
В 1889 году американскй хирург Уильям Стюарт Холстед ввел использование резиновых перчаток, и гигиене и санитарии стали уделять еще больше внимания.
К началу 20 века белый халат, шапочка и маска при хирургических процедурах стали привычной одеждой. Но только после смертоносной мировой эпидемии испанского гриппа в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов человек, ношение халата и шапочки стало явлением повсеместным не только среди хирургов, но и врачей других специальностей.
До середины 20 века белый халат и шапочка оставались неизменными атрибутами врачей.
С практической точки зрения, белую форму было проще дезинфицировать, вываривая в растворе хлора. Но у белого цвета врачебной одежды оказался и другой важный смысл.
Пациенты воспринимали белый цвет как символ чистоты и надежды2. Оказалось, что доктору
в белом халате пациент доверяет гораздо больше, особенно если этот халат безупречно аккуратен, выглажен и накрахмален. Для успешного исцеления больного это очень важно.
Так белый халат врача стал олицетворять служение и помощь. Он призван защитить от заражения не доктора, а больного, для которого и надевается. Благодаря этому символизму профессия врача в сознании людей стала одной из самых благородных.
В 70-е годы хирургическая одежда приобрела современный вид: куртка без застёжки с вырезом
V-образной формы и короткими рукавами, прямые брюки. В начале 80-х годов такие костюмы появились в Москве в клинике Вишневского. Современные хирургические костюмы практичны, удобны, их легко стирать и дезинфицировать.
Постепенно практичные цветные костюмы разных фасонов начали вытеснять белый халат и в практике врачей других специальностей.
В начале 21 века провели ряд исследований, которые показали, что на врачебных халатах, особенно на рукавах и карманах, переносится множество бактерий.
В 2007 году Национальная служба здравоохранения Великобритании на какое-то время запретила ношение традиционных белых халатов, но вскоре снова разрешила, ограничив длину рукава (не длиннее локтя) и при условии его смены не реже раза в неделю.
В медицинском сообществе пока нет однозначного мнения о том, влияет ли ношение халата и длина рукавов на уровень передачи инфекции. Также расходятся мнения относительно положительного эффекта белого цвета. Многие пациенты страдают от так называемого «синдрома белого халата», когда при виде доктора в белом у человека повышается артериальное давление.
По этой причине некоторые специалисты сознательно отказываются от белой медицинской формы. Психиатры могут проводить сеансы в повседневной одежде, чтобы расположить к себе пациента. Педиатры часто выбирают цветные костюмы или форму с изображением мультипликационных героев, чтобы наладить контакт с ребенком и не вызывать у него ассоциации с болью6.
Однако это не значит, что время белого халата прошло.
В 2017 году американские ученые К. М. Петрилли, С. Сэйнт и др. провели исследование, чтобы понять, насколько внешний вид врачей влияет на отношение к ним пациентов.
Пациентов просили оценить врача по пяти параметрам (компетентный, заслуживающий доверия, заботливый, доступный и комфортный в общении).
Участники исследования также указывали свои предпочтения при выборе лечащего врача (например, важен ли для них пол).
Более половины (53%) опрошенных пациентов согласились с утверждением, что для них важно, как одевается их врач, а более трети (36%) согласились с тем, что одежда врача влияет на то, насколько они довольны полученной помощью.
Выше всего оценивали врачей в формальной одежде и белом халате: им дали восемь баллов по общей для всех параметров шкале от 0 до 10. Ниже всех оценивали специалистов в повседневной одежде.
Ученые также пришли к выводам, что психологический комфорт во время осмотра и приема у врача напрямую влияет и на ход лечения, и на то, как быстро выздоравливает больной. Пациенты, довольные оказанными услугами, реже поступают обратно в больницы в течение 30 дней после окончания лечения.
Каким бы ни было будущее белого халата, сегодня он по-прежнему остается символом высокой врачебной миссии, этики и профессионализма и навсегда останется таковым в истории медицины.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»