Лайф-хаки для врача по увеличению приверженности пациента к терапии — Docsfera
SANOFI
banner-img
26 апреля 2021

Простые психологические приемы, которые могут помочь настроить пациента на соблюдение рекомендаций врача

1
logo

При поддержке препаратом Коплавикс®

Если в двух словах описать работу врача с точки зрения пациента, это будет выглядеть примерно так: диагностика, рекомендация лечения и его коррекция.

panel-img

Еще можно добавить в список «контроль терапии», но вне стационара это практически не выполнимая задача.

По сути врач вносит изменения в распорядок дня пациента на некоторый, определенный срок, например:

  • за полчаса до еды надо выпить таблетку, курс 3 месяца;
  • записаться на перевязку через день с утра;
  • купить необходимое ортопедическое средство;
  • сдать контрольный анализ до 15 числа включительно и так далее.

Перед пациентом стоит задача найти место в своем графике / ритме жизни всем назначениям врача, а на ком лежит ответственность за исполнение этих самых рекомендаций? На нем же или на лечащем враче?

Допустим, что тут обоюдная ответственность. У врача есть авторитет и аргументы, а у пациента свобода распоряжаться своим временем.

Репутацию зарабатывают поступками. Вмешиваться в жизнь пациента не этично, а вот подготовить аргументы и правильно их подать — это едва ли не единственная возможность доктора обеспечить корректность исполнения его рекомендаций. Помочь в этом могут простые приемы, и, возможно, что-то из них вы уже используете.

Психологические Лайф-хаки для врача по увеличению приверженности пациента к терапии:

Демонстрация доброжелательности, внимания, интереса1

panel-img

Врач дает пациенту ощущение поддержки, сочувствия.

Если пациент осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять, он активнее участвует в лечебном процессе.

Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я вас слышу и понимаю”. Или выражает свое внимание и поддержку взглядом или кивком головы.

При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект.

Сильная аргументация для пациента2

panel-img

Для начала давайте определимся с количеством аргументов.

Для короткой беседы оптимально использовать их от 3-х до 5-ти, не больше. И, так как доводов мало, они должны быть сильными.

По мнению экспертов сила аргументов определяется двумя факторами:

  • глубиной — ценность для аудитории, в нашем случае для пациента;
  • доказанностью — да, это важно, и не только для научного сообщества, но и для ваших пациентов, которым, скорее всего, захочется увидеть наличие иллюстрирующих примеров или эмоциональных картинок для пояснения.

Алло, это ваш лечащий врач — неожиданно, да?3

panel-img

Да, как бы это ни было старомодным, но личный контроль имеет довольно хороший эффект. Напоминание пациенту или просто такая опция, как потенциальный звонок (врач может мне позвонить и спросить про прием препарата) действует на некоторых людей положительно, с точки зрения комплайентности.

Напоминания могут быть телефонными, могут отправляться по почте либо SMS-сообщением. Ряд исследований подтверждает усиление приверженности терапии от таких вмешательств, как короткие стандартизированные телефонные звонки с напоминанием о необходимости приема препарата.

Информированный пациент может быть сотрудником врача4

panel-img

Только правильная оценка больным своего состояния (гармоничный тип внутренней картины болезни) является главным залогом формирования комплайенса.

Так, если больной осознает смертельную опасность болезни или возможность инвалидизации, то, скорее всего, он будет соблюдать назначения врача, несмотря на побочные эффекты, длительность лечения, сложность лекарственного режима и экономические затраты.

Больной стремится к сотрудничеству с врачом и соблюдает медицинские рекомендации только при осознании факта заболевания и его последствий для здоровья, и это не всегда само собой разумеется.

Например, у пациента может быть искажена эта внутренняя картина болезни вплоть до полного отрицания ее у него самого (анозогнозия) или преувеличение тяжести болезни (гипернозогнозия). Оба состояния могут влиять на приверженность пациентов к терапии – надо учитывать врачу при терапии таких людей.

Определяем доминирующие черты личности больного4

panel-img

Именно они лежат в основе формирования терапевтического сотрудничества, от них зависит установка пациента на лечение, а в дальнейшем они же влияют на соблюдение медицинских рекомендаций.

  • Больные с повышенной тревожностью, чувством постоянной неуверенности, склонностью к сомнениям (тревожно-мнительные личности), как правило, точно выполняют предписания врача. Случайный пропуск приема лекарств приводит к усилению тревоги, размышлениям о возможных последствиях случившегося. Однако терапевтическое сотрудничество у таких больных формируется только при их уверенности в профессионализме врача, доверии к нему. В противном случае, особенно при недостаточной эффективности терапии, эти пациенты начинают обращаться к другим специалистам и часто меняют терапию.
  • Больные с чертами ригидности, упорства в достижении цели, настойчивости и эгоцентризма (застревающие личности) четко следуют медицинским рекомендациям. Желание избавиться от недуга полностью охватывает сознание таких пациентов, и они прикладывают все усилия для выздоровления.
  • Напротив, гипертимные больные часто нарушают предписания врача из-за легкой переключаемости, неустойчивости интересов, недооценки тяжести заболевания. Улучшение состояния воспринимается ими как полное выздоровление и возможность прекратить лечение.
Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации
Опубликованы новые материалы, которые могут быть вам интересны
Все уведомления