Должен ли практикующий врач иметь свой сайт или канал в соцсетях, либо все усилия надо тратить только на выполнение профессиональных обязанностей? Разберемся, чем врачу поможет личный бренд.
Что входит в понятие «знаменитый врач»? Совсем недавно таковыми были медики, сделавшие что-то значительное в профессии, имевшие свои школы, научные центры и целые направления. На всю страну гремели Гавриил Илизаров, Борис Петровский, Николай Амосов, Святослав Федоров, Евгений Чазов, Валерий Шумаков и т. д.
Сегодня знаменитым на всю страну может стать условный «доктор Петров», вовсе не претендующий на Нобелевскую премию. А все благодаря регулярным появлениям на телевидении и в прессе, блогам в социальных сетях, умению просто и понятно общаться с многочисленной аудиторией, привлекать и наращивать количество подписчиков.
Ему удалось выстроить исключительно успешный личный бренд. Это непростая задача, и не каждому медику она по плечу. У кого-то нет времени, а кто-то просто не хочет этим заниматься, считая, что медики должны выполнять только свои прямые обязанности. Да и вообще — в России более полумиллиона врачей1, и чисто арифметически все они не могут стать знаменитыми.
Но эффективный личный бренд необязательно связан со славой на всю страну. Прежде всего, это определенная репутация в профессиональных кругах, узнаваемость среди пациентов и позитивная информация, которую о враче можно собрать в разных источниках. Зачем нужен личный бренд врачу и как заниматься его раскруткой? Давайте разберемся.
Это публичный образ специалиста, который складывается как у знакомых с врачом людей (коллег и пациентов), так и у тех, кто с ним пока еще не встречался, но уже собирает информацию. Во втором случае люди получают данные о враче через общих знакомых (сарафанное радио) либо в открытых источниках. В значительной степени врач сам может влиять на содержание этой информации, если ведет страницы в соцсетях, отвечает на вопросы пациентов, появляется в СМИ и т. д. Большую роль в формировании личного бренда играют отзывы пациентов, размещаемые в интернете2.
Не стоит думать, что личный бренд — новое веяние. Созданию своего публичного образа врачи уделяли внимание уже много веков назад. Так, древнеиндийский медик Сушрута, которого называют отцом хирургии и пластической хирургии, говорил, что желающий преуспеть в практике врач обязан иметь «тихую, приятную и обнадеживающую речь», выходить из дома опрятным, в «белой и надушенной благовониями одежде», с палкой или зонтом. Уже в древние времена начали формироваться принципы деонтологии и медицинской этики3.
Сегодня для создания положительного личного бренда врач должен осознанно этим заниматься, а не пускать дело на самотек2.
Основная задача личного бренда — привлечение новых пациентов и сохранение уже имеющихся, что способствует повышению дохода всего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). По большому счету, личный бренд имеется у каждого врача. Просто у кого-то он достаточно раскручен, а у кого-то нет. Иной медик популярен среди пациентов, а у другого — не слишком привлекательная репутация4.
Сегодня пациенты при выборе медицинского учреждения обращают внимание на репутацию отдельных врачей. Сведения о них собираются по нескольким каналам:
В последнем случае задействуются как соцсети, так и интернет-площадки с отзывами. У некоторых врачей есть личные сайты, однако на практике пользователи мало доверяют отзывам с таких сайтов, считая их необъективными4.
Также эффективно выстроенный личный бренд помогает укреплять репутацию и повышать узнаваемость среди коллег, а при наличии большого количества подписчиков порой дает и дополнительный (иногда очень существенный) доход от рекламы и разного рода интеграций.
Среднестатистический портрет современного пациента сегодня выглядит так: женщина в возрасте 30–45 лет, активный пользователь социальных сетей. Почему только женщина? В 95 % случаев именно представительницы прекрасного пола принимают решения, касающиеся лечения себя и членов своей семьи4.
Такая женщина выбирает врача, как правило, через интернет. Она оценивает всю имеющуюся информацию, включая фото доктора, отзывы пациентов, ответы самого медика в интернете на вопросы и комментарии, стиль общения. Так личный бренд проходит проверку4.
Если бренд не развит и информации о враче минимум, пациент просто не выберет его. Если данных достаточно, но пациента что-то смущает или не устраивает, опять таки он выберет другого специалиста. Конечно, важна и репутация клиники, где трудится врач, но все же стоит учитывать, что для пациента основное значение имеет именно личность и квалификация доктора.
Начать лучше с размещения информации о себе в социальных сетях. Можно разработать собственный сайт, оптимизированный для того, чтобы отражаться в поисковых запросах пациентов, ищущих информацию медицинского характера. Важно, чтобы в регионе проживания врача его сайт по запросам оказывался на первой странице4.
Но создание бренда — это только первый шаг, в дальнейшем его, как и репутацию, надо поддерживать.
Также нелишним будет регулярно оценивать эффективность продвижения личного бренда. Это можно сделать на основе изучения аналитики медиаресурсов.
При этом нельзя забывать, что врач представляет не только себя, но и ЛПУ, в котором он работает2. Возможно, в этом ЛПУ есть какие-то ограничения по активности своих сотрудников в медиапространстве, которые стоит предварительно узнать, чтобы не возникло проблем.
Конечно, врач может создать что-то вроде статичной «электронной визитки» или самопрезентации, которую можно долго не корректировать. А можно попробовать вести активную цифровую жизнь, привлекая подписчиков, активно публикуя посты и отвечая на вопросы. Такой личный бренд может быть как чисто репутационным инструментом, так и возможностью для монетизации. Каналы некоторых медиков насчитывают сотни тысяч подписчиков и порой превращаются в основной источник дохода. При этом лучше выкладывать по одному качественному посту в неделю, чем каждый день помещать посредственные и малоинформативные посты4.
Надо внимательно следить за отзывами в интернете. Если они имеют негативное содержание, их следует «отрабатывать», отвечая пациентам подчеркнуто уважительно и по существу. Не стоит вступать в пререкания, взаимные упреки и тем более озвучивать угрозы. Недостоверные отзывы, содержащие откровенную неправду (надо отличать их от личного субъективного мнения пациента о враче), представляющие вред для репутации врача, надо стремиться удалять или дезавуировать через обращения к администрации ресурса.
Публичный имидж врача во многих странах имеет определяющее значение для его карьеры. Поэтому на зарубежных площадках размещено множество алгоритмов, помогающих этот бренд выстроить и поддерживать. Если отобрать наиболее часто встречающиеся рекомендации, то выглядеть они будут так2:
Создание и раскрутка бренда врача — взаимовыгодный процесс для самого доктора и ЛПУ, в котором тот работает. Занимаясь личным брендом, врач развивает и укрепляет имидж клиники, которая в свою очередь задействует ресурсы для продвижения и укрепления имиджа врача2.Создание и раскрутка бренда врача — взаимовыгодный процесс для самого доктора и ЛПУ, в котором тот работает. Занимаясь личным брендом, врач развивает и укрепляет имидж клиники, которая в свою очередь задействует ресурсы для продвижения и укрепления имиджа врача2.
В новых условиях формирования спроса на медицинские услуги личный бренд врача играет определяющую роль. Но не стоит считать, что работающим в государственных ЛПУ в системе ОМС докторам личный бренд не нужен, так как пациенты их не выбирают. Во-первых, развитый и грамотно построенный личный бренд упростит врачу в случае необходимости поиск нового места работы. Во-вторых, развитые коммуникативные навыки врача повышают приверженность пациента лечению3.
В последнее время все больше медиков обращаются в брендинговые и рекламные агентства для продвижения личного бренда. Бренд-статус врача становится необходимостью в современном мире3.
Чем раньше врач это осознает и приступит к созданию и развитию личного бренда, тем более позитивно это может сказаться на его карьере и профессиональном развитии.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»