Как организовать телемедицинскую консультацию в формате «врач-пациент» — Docsfera.ru
SANOFI

Как организовать телемедицинскую консультацию в формате «врач-пациент»

Автор
Алексей Музычук

журналист, редактор

Рассмотрим, что нужно, чтобы организовать дистанционную конференцию в формате «врач-пациент».

Телемедицинские консультации (ТМК) в России могут проводить государственные и частные клиники. В 25 регионах страны эти услуги уже покрываются полисом обязательного медицинского страхования (ОМС). Запись на бесплатный онлайн-прием возможна через сервис «Гостелемед», платный прием проводится через сайты клиник или мобильные приложения для ТМК.

Нужно ли получать разрешение на проведение ТМК?

icon

Если клиника имеет лицензию на оказание медицинских услуг, ей не нужно получать какие-либо дополнительные сертификаты или разрешения для работы в дистанционном формате. Это же касается и ее штатных сотрудников.

Откуда можно проводить удаленные консультации?

icon

Предоставляющий ТМК врач обязан находиться только в специально оборудованном кабинете (мобильные пункты за пределами медицинских учреждений возможны лишь для бригад скорой помощи, а также для обслуживания малых народов Севера). При этом пациент может пребывать в любом месте — дома, за границей, на улице или в стационаре.

Какое оборудование необходимо для удаленного взаимодействия?

icon

По закону клиника выделяет отдельный кабинет для проведения ТМК. Он должен быть оборудован средствами связи, устойчивым интернет-соединением, компьютером или ноутбуком с соответствующим программным обеспечением, камерой, микрофоном, принтером.

Каковы стандарты оснащения кабинета для ТМК?

icon

В разных регионах установлены собственные стандарты. К примеру, скорость интернета не ниже 5 Мб/с, терминал видеоконференцсвязи (ВКС) с поддержкой протокола передачи данных SIP (от англ. Session Initiation Protocol — «протокол установления сеанса») для голосовой связи через интернет и документ-камерой, колонки, многофункциональное устройство (МФУ) и т. д. Желательно, чтобы оборудование соответствовало ГОСТ 34244-2017 «Системы телемедицинские».

Какое программное обеспечение необходимо?

icon

Для осуществления ТМК можно использовать различные медицинские информационные системы: федеральные, региональные или созданные специалистами самого медцентра. Частные операторы информационных систем также могут предоставлять свои онлайн-платформы.
Обязательное требование — интеграция с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Как защищены личные данные?

icon

Желающий получить ТМК обязан пройти аутентификацию через портал «Госуслуги» (Единая система идентификации и аутентификации — ЕСИА). Это касается дистанционной медицины, оказываемой как в рамках ОМС, так и по полису дополнительного медицинского страхования (ДМС) или в платной форме. Никаких исключений правила не допускают.

Кто может получить услугу?

icon

ТМК доступны людям старше 18 лет. Лица моложе этого возраста могут получать дистанционную медицинскую помощь в присутствии законного представителя, зарегистрированного в ЕСИА. В том и другом случае они должны предоставить информированное добровольное согласие на проведение ТМК.

Кто может предоставлять услугу?

icon

Оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий могут штатные врачи медучреждения при условии, что сведения о них содержатся в федеральном реестре. Все они должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

Каковы особенности первичной онлайн-консультации?

icon

Регламент Минздрава не позволяет во время ТМК проводить первичный осмотр, ставить диагноз и назначать лечение. Поэтому во время первичного взаимодействия врач может дать направление к нужному специалисту, рассказать, как подготовиться к приему, какие собрать документы, какой диеты придерживаться перед процедурами и анализами, дать советы по изменению образа жизни и поддержанию здоровья. Также возможно получение второго мнения, если уже установлен диагноз после очного посещения клиники.

Каковы особенности повторной онлайн-консультации?

icon

Во время повторной онлайн-консультации, следующей за очным визитом, врач имеет право продлить или закрыть больничный, выдать электронный рецепт на давно принимаемый препарат, выслушать возникающие в период прохождения лечения вопросы и жалобы, скорректировать план лечения.

Когда услуга официально считается оказанной?

icon

ТМК считается завершенной после получения пациентом (законным представителем) медицинского заключения по результатам онлайн-приема или протокола врачебного консилиума.

Где хранится информация?

icon

Медицинские информационные системы автоматически сохраняют в архиве данные ТМК. Некоторые системы позволяют хранить информацию о консультациях и в личном кабинете пациента.


Источники

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». (Электронный ресурс). URL: https://base.garant.ru/71851294 (дата обращения: 01.03.2024).
  2. Как организовать телемедицинские консультации. (Электронный ресурс). URL: https://www.zdrav.ru/articles/4293662494-kak-organizovat-telemeditsinskie-konsultatsii-22-m11-14 (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Как проконсультироваться с врачом онлайн. Краткая инструкция к российской телемедицине. (Электронный ресурс). URL: https://journal.tinkoff.ru/telemedicine-in-russia (дата обращения: 01.03.2024).

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации
Опубликованы новые материалы, которые могут быть вам интересны
Все уведомления