Общаться с пациентами преклонного возраста бывает сложно. Как сберечь нервы и сохранить корректность в общении? Почему в старости так портится характер, как реагировать на его проявления в кабинете доктора? Обо всем этом разбираемся в статье.
Они постоянно пишут жалобы. Могут устроить шум, скандал и не сказать самого важного про свое здоровье. Находят у себя несуществующие болезни. Требуют особого отношения и одновременно не верят, что интересны врачам. Часто обижаются, но хорошо умеют и обижать других, потому что рубят «правду-матку» и гордятся этим. Считают, что все окружающие корыстны.
Наталья Борисова — врач-терапевт с 20-летним опытом работы в поликлиниках. Когда по телевизору объявили, что инвалидам полагаются бесплатные лекарства, у ее кабинета выстроилась очередь из пожилых людей. «Они требовали, ругались, ссылались на передачу по телевизору. Хотели, чтобы я выписывала им лекарства „от всех болезней“, которых и в помине нет. Если положено, надо брать. Приходилось каждому долго объяснять, что мы выписываем лекарства по показаниям, а не впрок, на всякий случай», — рассказывает она.
Недовольные отправлялись жаловаться главному врачу, звонили на «горячую» линию, утверждали, что доктора лишают их последнего шанса на выздоровление. «Обычно истерика происходила за дверью кабинета — такая, что и выходить страшно. Люди ругались из-за очереди, приходилось принимать всех. Помню, когда я уже отпустила последнего пациента, задержавшись на работе на два часа, и собралась уходить, пришла одна очень скандальная дама и требовала принять и ее.
Я тогда очень устала, и мне надо было ехать на вызовы на моем участке.
В кабинете осталась медсестра, а я ушла.
Пациентка пожаловалась главному врачу. Он отвел ее к другому доктору, и оказалось, что с ней все в порядке, ей просто были нужны лекарства», — вспоминает Наталья Борисова.
«Самое важное, что нужно пожилым людям, — говорит Наталья, — это внимание. Помню пациентку, которая вызывала участкового два раза в неделю, просто чтобы поговорить. Они хотят, чтобы их послушали, чтобы их жалобу посчитали важной, чтобы их тревогу сняли советом или препаратом».
Характер человека в старости меняется не на пустом месте. Порой скандал в поликлинике для пожилого человека интереснее, чем сериал по телевизору. Яркие эмоции позволяют чувствовать себя значимым в этой жизни и что-то решающим2.
Когда мы стареем, нам тяжело принять, что пришло новое поколение и мир уже не принадлежит нам, что мы скоро уйдем. Жизненная задача на данном этапе — принять реальность. Задача трудная, но психологически зрелые люди способны к этому, они могут понять и озвучить свой страх.
Американский социолог Дэвид Бромли выделяет пять типов приспособления к старости1:
Как часто к вам в кабинет приходят люди с конструктивной установкой?
У пожилых людей меньше сил, чтобы справляться со своими страхами. Часто они не доверяют врачам, считая, что те хотят их «залечить» и переписать имущество на себя. По словам психолога, автора книги «Достоинство возраста. Как относиться к старению» Юлии Жемчужниковой за подозрительностью пожилых людей стоит не блажь конкретного человека, а психологический механизм:
Если доктор понимает этот механизм, то уже одно это может на подсознательном уровне снять раздражение.
Важно отличать параноидальное расстройство от настроения. «Если у пациента психика сохранна и это временное настроение, врач может попросить его разделить задачи».
Если сам пациент игнорирует такие советы, можно порекомендовать психолога его родственникам — возможно, у них получается его убедить обратиться за помощью».
По словам Жемчужниковой, паранойя у пожилых людей активно поддерживается тем, что они видят по телевизору, читают в газетах. Надо понимать, что в этой ситуации медик противостоит не отдельному человеку, а большим пластам коллективного подсознательного, социальному контексту.
У пожилого человека может не быть мотивации к лечению и выздоровлению. Следует различать сознательный выбор пожилого человека (например, не проходить очередную химиотерапию, которая мало что изменит) и крик о помощи, запрос на переубеждение.
И доктор должен понять, это запрос на уговоры или твердое решение не лечиться.
В первом случае также можно порекомендовать обратиться к психологу. По словам Юлии, дело врача в этой ситуации — предоставить информацию о заболевании и способах лечения, показать, какие есть возможности, а дальше воля самого человека.
Пациент-ипохондрик постоянно ходит к врачу со все новыми «симптомами» и подозрениями на болезни, которых нет. По словам Юлии Жемчужниковой, разубеждать такого человека бесполезно, он пойдет к другому медику, и история повторится.
Иногда ипохондрия снимается простыми успокоительными или походом к психологу. «Любые страхи пожилых людей, как, впрочем, и всех остальных, в итоге сводятся к одному — страху смерти. И его надо уважать», — подчеркивает специалист.
Чувствительность, обидчивость и несоразмерная причинам реакция тоже имеют свое объяснение. Это результат кумулятивного эффекта, как считают исследователи. Пожилой человек реагирует не только на конкретное событие, но и на сумму всех предыдущих обид. Поэтому у него развивается массированная реакция, которая может приобрести форму невроза1. Подобное необходимо учитывать.
Если пожилой пациент не признает авторитет молодого доктора, важно поставить границы и перевести это общение на уровень взрослый-взрослый. Такое поведение, по мнению Юлии Жемчужниковой, может быть связано с отзеркаливанием: врачи тоже часто относятся к пожилым пациентам предвзято, ожидая от них неадекватного поведения, излишней мнительности или капризов. Люди смотрят друг на друга только с точки зрения возраста, а не личностных особенностей, и это порождает конфликт.
Психолог советует сразу вежливо остановить пациента и спокойно объяснить, что вы опытный врач, с соответствующим образованием, и можете ему помочь.
«Попасть в больницу — стресс для любого человека. Он чувствует себя зависимым от ситуации, от решений врача, при госпитализации лишается того, что его поддерживало, привычных вещей и окружения. Пожилой человек страдает от этого особенно, потому что с годами психика истончается», — объясняет Жемчужникова.
Чтобы не утонуть в психологических проблемах ваших пациентов, обзаведитесь контактами специалистов, которыми вы сможете поделиться с больными и их родственниками. Чаще всего пожилым пациентам нужно просто немного внимания, сочувствия и принятия их такими, какие они есть.
«Пожилые люди живут в других, отличных от наших системах координат, — утверждает арт-терапевт, сотрудник израильского дома престарелых, автор книги об общении с пожилыми родителями „Мама, не горюй!“ Саша Галицкий. — И есть только один способ улучшить наши отношения с ними. Он заключается в том, чтобы понять и принять, что лучше эти отношения уже не будут никогда. И легкими и простыми тоже никогда не будут».
Остается вопрос: где набираться энергией для общения? «Силы надо черпать в сострадании, а где же еще? А чтобы найти в себе сострадание, надо просто понять, что разницы между нами почти никакой нет, — пишет Галицкий. — Старость — самая заразная болезнь на свете. Больны старостью мы все без исключения, дело только в стадиях Надо увидеть в пожилых без пяти минут себя. От этого становится страшней, но легче.
Жизнь вообще вопиющая несправедливость. Ну, послушайте, ведь только жить начал, а тебе бац! — и 90».
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»