Пациентское самолечение как акт недоверия врачу — Docsfera.ru
SANOFI

Пациентское самолечение как акт недоверия врачу

Как связаны пациентское самолечение и коммуникативные навыки врача, читайте в нашей статье.

«Прежде чем начать лечиться самостоятельно, многие пациенты сталкиваются с отсутствием либо должной квалификации врача, либо эмпатии и понимания», — сказал в одном из интервью известный врач-пульмонолог, к. м. н. Василий Штабницкий1. Давайте воспримем это не как претензию к коллегам, а как повод для размышления.

Продолжим разговор о феномене самолечения, перейдя от общих проблем к частным историям.

«Медикам априори не доверяют во всем мире»

«У нас в университете была шутка о страшном сне врача: на скорой в твое дежурство привозят кого-то из бывших одногруппников, — рассказывает врач клинической лабораторной диагностики Светлана Черных. — Неудивительно, что если студенты мединститутов так шутят, то далекие от медицины люди побаиваются врачей и относятся к ним со скептицизмом. Они лучше купят гомеопатические препараты, будут сетовать на психосоматику, чем пойдут к доктору. К тому же отсутствует критическое мышление и желание повышать медицинскую грамотность».

По мнению социального антрополога, научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Сергея Мохова, недоверие к врачам наблюдается не только в России. «Эта проблема существует во всем мире, медикам зачастую не доверяют и на Западе, и в России. Пациенты часто считают, что можно найти какой-то другой вариант»2, — рассказал исследователь в одном из интервью.

Однако специфические культурные особенности, которые провоцируют недоверие к докторам, в нашей стране все-таки есть. В СССР считалось, что пациенту нельзя рассказывать о неблагоприятном диагнозе и нужно держать человека в неведении как можно дольше2. В итоге люди изначально не ожидают искренности от медиков. Можно было бы надеяться, что героизация работы врача во время эпидемии COVID-19 поднимет престиж профессии, но, увы, по данным ВЦИОМ, опубликованным в июне 2022 года, средний балл доверия сегодня — 3,28 из 5 возможных, что даже ниже допандемийных показателей на 0,5 балла. Противоречивой информации стало больше и для врачей, и для пациентов. Конспирологические теории3 об искусственном происхождении нового вируса, непрозрачная статистика4 и огромное количество народных рецептов5, которые «помогли» родственникам, соседям, знакомым знакомых, рассеивают внимание и заставляют людей кидаться из крайности в крайность.

Вот и получается, что, согласно допандемийной статистике6, люди все-таки обращаются к врачам (56,4 % опрошенных за 2018 год), но лечиться предпочитают так, как сами того пожелают, — самостоятельно выбранными лекарствами и народными методами, которые кажутся им эффективнее препаратов, назначенных врачом (62,7 % опрошенных за 2018 год).

Без уважения нет доверия

Стивен Пирсон и Лиза Раек, в своей аналитической статье7, систематизировавшей исследования об отношении пациента к врачу, обнаружили, что доверие больше всего коррелирует с такими качествами:

  • коммуникативные навыки врача;
  • его отношение к личности пациента;
  • знание проблем пациента.

А в качественных исследованиях, посвященных самолечению8, некоторые участники объясняют нежелание обратиться к доктору так: «В поликлинике (больнице) я часто сталкиваюсь с негативом, связанным с уровнем обслуживания и (или) отношением персонала», «Лечение, назначаемое мне врачом, часто не удовлетворяет мои потребности». И это распространенные варианты ответов.

Доверие основывается не только на профессиональной компетенции специалиста, но и на уважительном общении обеих сторон, в котором отсутствует модель «начальник-подчиненный» и карательно-назидательный тон.

Некоторые социологи отмечают9, что в наследство от СССР нам досталась традиция хамства как результат экономики дефицита, где один обладает определенным благом, а другой стремится его получить и готов при этом терпеть грубость и неуважение. В Советском Союзе, где платная медицина была развита слабо, это явление отмечалось повсеместно. Сегодня оно сохранилось в закрытых медицинских учреждениях, например в психоневрологических интернатах, бывает особенно заметно в области родовспоможения, встречается в обычных поликлиниках и больницах.

«Года четыре назад я обратилась к врачу с болью в области сгиба ноги. Не помню, что там в итоге оказалось, кажется, это было защемление нерва. Ходить и стоять мне было трудно, — рассказывает москвичка Наталья Гайдарова. — Я записалась к терапевту, поскольку к специалистам можно попасть только через них. И меня отправили… к гинекологу, совершенно не обратив внимания на симптомы и характер боли».

Я, на тот момент уже рожавшая женщина, чувствовала свое тело и прекрасно понимала, где начинается гинекология, а где другие недомогания. Попыталась поспорить с терапевтом, мне нахамили и сказали, что решение принято «методом исключения».

«Естественно, ни к какому гинекологу я не пошла, поспрашивала у друзей и знакомых и в итоге все благополучно вылечила сама».

Тут налицо две коммуникативные ошибки10. Первая — доктор не дал понять пациентке, что действительно интересуется ее здоровьем, Наталья вспомнила, что не было уточняющих вопросов и хотя бы поверхностного осмотра. Вторая — врач не объяснил свое решение. Согласитесь, озвученный «метод исключения» — это слабый аргумент для человека, который не может ходить из-за боли. В результате пациентка решила лечиться самостоятельно, а ее негативный опыт в поликлинике и положительный в процессе самотерапии может подтолкнуть и других людей не обращаться к врачу.

Для такого стиля общения есть даже специальный термин — «медицинский газлайтинг»11, когда жалобы пациента игнорируются, что убеждает его в собственном предположении: а может, ему действительно это только показалось?

Мнение пациента: игнорировать или нет?

Да, это раздражает, когда любой, входящий в кабинет врача, мнит себя более сведущим в медицине, чем специалист, обучавшийся этому много лет. Раздражают пациенты-ипохондрики, каждую неделю обнаруживающие у себя симптомы новой «неизлечимой» болезни. Но прислушиваться к человеку, пришедшему на прием, и строить продуктивный диалог, а не монолог, полезно в любом случае.

Врач-онколог и специалист по медицинской коммуникации Максим Котов предлагает присмотреться к модели общения с пациентом «болезнь — опыт болезни». Помимо сбора анамнеза, уделить внимание тому, что пациент думает о болезни, о симптомах, что его беспокоит, чего он ожидает от лечения.

«Эти дополнительные вопросы укрепляют доверие к врачу и могут натолкнуть его на новые соображения о проблеме пациента», — говорит специалист12.

Кроме того, по мнению авторов книги «Навыки общения с пациентами»10 Джонатана Сильвермана и Джульетты Драйпер, пациент может знать о болезни больше, если, например, это редкое хроническое заболевание. Врачу стоит учитывать и прошлый опыт человека, например диабетик мог вырасти в семье больных сахарным диабетом людей и знать многие нюансы проявления недуга и его лечения.

Психотерапевт и клинический психолог НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Наталья Клипинина. тоже говорит о необходимости диалога на равных и сетует, что врачи не готовы к такой коммуникации.

«Медицинское сообщество не очень умеет обсуждать страхи и опыт пациентов, часто сами врачи ведут себя агрессивно, когда слышат, что с ними пытаются спорить».

В итоге 40 % россиян13 воспринимают рекомендации врачей как что-то второстепенное, необязательное к исполнению. Это приводит к самолечению либо к переходам от доктора к доктору за подтверждением диагноза или в поисках «удобной» терапии и опять же к самолечению. «В общественном сознании есть мнение: чтобы поставить верный диагноз, нужно обойти минимум трех врачей. В итоге человек сталкивается с разными мнениями, что еще больше его путает», — поясняет врач Светлана Черных.

Саморазвитие против самолечения

Необходимость прислушиваться к пациенту и терпеливо разъяснять элементарные понятия может казаться обременительной. Но это, пожалуй, самый верный способ мотивировать человека обращаться к официальной медицине и делать это вовремя, а не на запущенной стадии заболевания.

«Самолечение будет всегда, как бы с ним ни боролись врачи. Если хоть раз такой метод сработал у человека, то он уже будет раздавать советы, как такое лечить, — считает врач-дерматолог Светлана Якубовская. — Главный совет врачам по борьбе с самолечением у пациентов: нужно развиваться, не стоять на месте, все время черпать новые знания, чтобы не было ни одного пациента с неверно поставленным диагнозом. И, конечно, быть внимательным, чутким, эмпатичным. Врач лечит еще и словом. Любое самолечение не имеет обратной связи и контроля, как бросок мяча в одну сторону».

Источники

  1. «Шарлатаны обещают от всего исцелить» Почему россияне не доверяют врачам и лечат себя сами. Lenta.ru
  2. https://lenta.ru/articles/2019/06/26/zdorov/
  3. «Американские онкологи были поражены увиденным» СССР совершил революцию в борьбе с раком. Почему построенная Союзом система рухнула? Lenta.ru
  4. https://lenta.ru/articles/2021/03/31/rak/ (проверено 16.09.2022)
  5. Артеев С. П. Пандемия COVID-19: конспирология и антиконспирология // Власть. 2022. Том 30. № 1. С. 58-63. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i1.8781
  6. Махаметшина Е. Большинство российских врачей не доверяют официальной статистике по коронавирусу. Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/07/06/834080-rossiiskih-vrachei
  7. В ВОЗ призвали использовать против COVID-19 только проверенные народные средства. ТАСС https://tass.ru/obschestvo/8403637?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
  8. Краткие итоги выборочного обследования "Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения". Федеральная служба государственной статистики.
  9. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ВЛИЯНИЕ%20ПОВЕДЕНЧЕСКИХ%20ФАКТОРОВ.html
  10. Steven D. Pearson, Lisa H. Raeke. Patients' Trust in Physicians: Many Theories, Few Measures, and Little Data. J Gen Intern Med. 2000 Jul; 15(7): 509–513. doi: 10.1046/j.1525-1497.2000.11002.x
  11. Sineenart Chautrakarn, Waraporn Khumros, Phanupong Phutrakool. Self-Medication With Over-the-counter Medicines Among the Working Age Population in Metropolitan Areas of Thailand. Front. Pharmacol., 11 August 2021 Sec. Drugs Outcomes Research and Policies https://doi.org/10.3389/fphar.2021.726643
  12. Anna Temkina, Daria Litvina, Anastasia Novkunskaya. Emotional styles in Russian maternity hospitals: juggling between khamstvo and smiling. Bristol University Press Volume/Issue: Volume 3: Issue 1. 31 Mar 2021. DOI: https://doi.org/10.1332/263169021X16143466495272
  13. Более 40% россиян заявили о недоверии врачам РБК. https://www.rbc.ru/society/11/12/2019/5df089c29a79479c2d976fb1

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации
Все уведомления