журналист, редактор
Иногда врач и пациент должны сделать выбор по поводу тяжелого лечения с неочевидными последствиями. Это встречается в медицине нередко, а в некоторых ее областях вроде онкологии или кардиологии — довольно часто. В такие моменты необходимо понимать, кто именно обязан принять окончательное решение. Ответ на этот вопрос зависит от установившихся отношений между участниками лечебного процесса.
Взаимоотношения врача и пациента помимо чисто человеческого аспекта регулируются различными нормативными актами, включая основной федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан»1. Кажется, что здесь затронуты все возможные аспекты, но это не так. В процессе этих отношений бывают ситуации, когда нужно принять решение по поводу лечения, острая необходимость которого неочевидна. К примеру, операция на сердце сама по себе представляет высокий риск для пациента в его состоянии, но зато успешно проведенное вмешательство в перспективе позволяет надеяться на значительное увеличение продолжительности и повышение качества жизни. Можно воздержаться от операции и ограничиться лекарствами, но в этом случае долгосрочный прогноз может быть хуже. Рискнуть и прожить еще лет 10–15 в случае успеха, или без всякого риска, но года два-три? Еще чаще подобные ситуации возникают в нейроонкологии, когда существует небольшая (иногда призрачная) вероятность успешного иссечения опухоли, либо предсказуемое дожитие с использованием паллиативных средств. Без согласия пациента никакие виды лечения невозможны, но законы не отвечают прямо на вопрос о том, кто должен принять окончательное решение в такой ситуации.
Врач обязан объяснить пациенту положение дел, включая имеющуюся альтернативу. И если до определенного момента доктор курировал пациента строго в командном режиме, а потом вдруг переложил на пациента бремя выбора, тот может растеряться, ощутив себя брошенным на произвол судьбы. Порой выбор самого рискованного пути требует еще и значительных материальных расходов от пациента и его родных. Вправе ли лечащий врач настаивать на этом пути, даже если бы он сам для себя выбрал именно его в аналогичной ситуации? Если предложенное им рискованное лечение приведет к весьма вероятному негативному исходу, родственники пациента могут (в какой-то степени обоснованно) обвинять лечащего врача — именно он подталкивал их родного человека к операции или другим опасным манипуляциям. Им будет сложно поверить в то, что врач искренне считал: один шанс из ста — это все равно лучше, чем ни одного. С другой стороны, если медик убедит пациента не рисковать, то впоследствии к нему могут появиться претензии другого рода.
Вот когда становится очевидной польза так называемой партнерской медицины, которая возлагает равную ответственность за результат лечения на доктора и пациента. Эта распространенная на Западе модель взаимоотношений в последнее время набирает все большее число сторонников и в России. В ней больные лишены пассивности в ходе лечебного процесса, присущей им при традиционной патерналистской модели. Партнерские отношения возможны только в случае глубокой информированности пациента в состоянии собственного здоровья, когда врач не делится с ним только «щадящей информацией», не скрывает подробностей, способных вызвать тяжелое эмоциональное потрясение пациента и сильный стресс. Любая ложь во спасение здесь недопустима.
Современные медицинские учреждения практикуют три основных модели отношений между врачом и пациентом2. Первая наиболее распространена и консервативна. Это патерналистское отношение к пациенту, или инженерная модель, когда медик полностью берет на себя всю ответственность за тактику лечения, выбор лекарственных средств и процедур. В такой модели исключены более близкие отношения врача и пациента, больной пассивен, слепо следует плану врача. Существует немало пациентов с определенным менталитетом, которых устраивает именно такой подход к их лечению. Есть и значительное число врачей, также считающих эту систему единственно правильной.
Вторая модель предусматривает равноценные партнерские отношения между врачом и пациентом. Ее основное достоинство — исключительно высокий уровень вовлеченности (комплаенса) пациента в процесс собственного лечения. Помимо всего прочего эта система отношений еще и защищает медиков от профессионального выгорания. Она более демократична, поскольку предполагает активное участие пациента в лечебном процессе, его отказ от пассивного созерцания. Эта модель требует от врача большей эмпатии или искусства сопереживания, она не будет работать, если между врачом и пациентом не устанавливаются помимо профессиональных еще и хорошие человеческие отношения.
Третья модель, тоже набирающая популярность, представляет собой так называемый контрактный подход. Пациент в клинике заключает контракт, в соответствии с которым не только сам выбирает себе лечащего врача, но и порой диктует ему необходимость принятия тех или иных решений, назначение лекарств и проведение манипуляций. Так, начитавшись в интернете о каком-то «чудодейственном» препарате или БАДе, больной требует от врача именно этого назначения и не слышит возражений. Эта модель наиболее стрессовая для медиков, она также наименее продуктивна в плане лечения, хотя некоторым пациентам «командная система» приносит максимальное психологическое удовлетворение.
Поскольку патерналистская модель практикуется с первых дней возникновения медицины, не будем останавливаться на ней подробно. Вспомним историю появления партнерской медицины.
Как система отношений эта модель зародилась в США. Один из самых первых случаев использования словосочетания совместное принятие решений в медицине относится к 1972 году, когда американский доктор Роберт Витч3 сделал по этому поводу доклад. В 1982 году американская Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследований вновь использовала данный термин4. К тому моменту в США отмечался устойчиво возрастающий интерес к повышению ориентированности пациента на самостоятельность в принятии решений о собственном здоровье. Именно в 1980-е годы, по мнению ряда исследователей5, наблюдался коренной сдвиг в менталитете врачей и пациентов, когда последние переставали быть пассивными наблюдателями и становились партнерами.
В 2007 году в США был проведен метаанализ 115 клинических исследований с участием пациентов6. Он продемонстрировал, что если до 2000 года лишь в 50 % клинических исследований большинство участников выражало желание влиять на принятие решений, то после 2000 — уже в 71 %. Поставщики медицинских услуг в США всё более активно побуждали врачей вовлекать пациентов в партнерские отношения. А один из самых авторитетных в США Дартмутский институт политики здравоохранения и клинической практики (TDI) постановил включить совместное принятие решений в число основных компонентов своей работы7. Сегодня данная практика широко распространена в западных странах, хотя изучение этого вопроса продолжается. Так, в 2020 Университетская клиника Гамбурга (ФРГ) завершила исследование по оценке внедрения практики совместного принятия решения в лечении рака, вновь показавшее заметно большую удовлетворенность врачей и пациентов именно таким подходом8.
В России эта модель, которая во многом влияет на комплаенс больного в отношении назначенного лечения, начала активно развиваться только в настоящем веке. Но и проведенные в 2007 году исследования демонстрировали низкий уровень развития системы совместного принятия решений при взаимоотношениях врача с пациентом9.
Партнерские отношения с пациентом требуют от врача затрачивать больше времени на само общение. Ему нужно более подробно и доступно объяснять все аспекты течения болезни, излагать существующие методы лечения и отвечать на вопросы. Не все пациенты демонстрируют понимание преимуществ этого подхода, возникают различные психологические трудности, но у этой модели есть явные плюсы. Отношение к пациенту становится гораздо более гуманным и уважительным, он превращается в активную и ответственную личность, ведь именно от пациента зависит соблюдение назначенных врачом предписаний. Больной лишается статуса пассивного наблюдателя за собственным лечением, который в современном мире с его быстрым доступом к огромному объему информации уже кажется устаревшим.
Практикующий врач-ортодонт Евгения Полова выбрала партнерскую модель после долгих лет работы и на основе личного опыта10. Она считает ее наиболее подходящей, так как у пациента должна оставаться свобода в принятии решений. «При этом не оставляю пациента одного в этой ситуации, ведь он не обладает должной компетенцией. Я высказываю свою точку зрения, но при этом оставляю пациенту возможность возразить», — говорит доктор Полова, добавляя при этом, что партнерская медицина все еще является экзотикой в России, из-за чего ей самой становится страшно идти к врачу, так как он может как принять жизненные обстоятельства пациента, так и игнорировать его потребности.
С ней полностью согласна и главный врач Бурятского онкодиспансера Инесса Шагдурова11. В онкологии партнерские отношения с пациентом особенно важны для успешного результата лечения. По мнению доктора Шагдуровой, «врач и пациент должны быть партнерами в борьбе за выздоровление... Каждый наш врач должен быть где-то и психологом — понимать эмоциональное состояние своих пациентов».
Очевидно, что совместное принятие решений требуется не во всех сферах медицины и не при всех обстоятельствах. Вряд ли следует обсуждать с гипертоником, какие лекарства он бы сам хотел принимать для устойчивого снижения артериального давления, или советоваться с больным, стоит ли ему вырезать воспалившийся аппендикс или дожидаться перитонита. Большое значение имеет психологическая оценка личности пациента. Если сам больной в силу воспитания, возраста, определенной культуры или типа личности настроен именно на традиционную патерналистскую модель лечения, насильственные попытки сделать его партнером могут быть деструктивными и для отношений между врачом и пациентом, и в плане результатов лечения.
К сожалению, в российских медвузах пока не учат искусству общения между врачом и пациентом12. Постигать эти навыки медику необходимо самостоятельно, и это в его интересах. Полноценная партнерская медицина как раз и начинается при гораздо большем интересе врача к личности своего пациента, который выходит за пределы изучения его медкарты и сбора анамнеза.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»