Как провести беседу с родителями о необходимости вакцинации детей – Docsfera — Docsfera.ru
SANOFI

Я прививок не боюсь: секреты общения педиатра с родителями о вакцинации

Прием у педиатра отличается от встреч с другими специалистами. Врачу нужно не только собрать анамнез, осмотреть маленького непоседливого пациента и заполнить документацию, но и установить хороший контакт с его близкими. Важными задачами на плановом приеме являются обсуждение графика вакцинации ребенка, а также ответы на возражения родителей по вопросам вакцинации1. Иногда решить их весьма непросто — разберем, какие приемы помогут врачу успешно справиться с барьерами.

Некоторые родители демонстрируют недоверие, проявляют агрессивность, повышенную тревожность, а у кого-то, напротив, появляется необъяснимое безразличие. Все это может осложнить процесс проведения плановой вакцинации малыша. Особенно сильно на настрой влияет недостоверная информация в интернете и соцсетях2,3.

А ведь именно врач-педиатр должен стать для родителей самым важным и надежным источником информации о здоровье ребенка и о прививках1,2. Вот почему так важно наладить коммуникацию и установить взаимное доверие. С чего же начать?

Правильное знакомство с родителями

icon

Уровень недоверия родителей к вакцинации, к сожалению, растет из-за фейков в интернете и непрекращающихся усилий антипрививочников2. Поэтому всегда есть риск столкнуться с родительскими страхами и предубеждениями на этот счет.

О важности профилактических прививок для здоровья ребенка стоит напомнить уже при первом знакомстве с родителями. По их ответной реакции сразу можно сделать заключение об отношении к вакцинации. В зависимости от этого и с учетом других факторов, таких как образование, психо-социальные аспекты и другие особенности, необходимо выстраивать индивидуальную тактику общения с конкретными папами и мамами1. При этом желательно, чтобы врач четко обозначил свою позицию относительно важности иммунопрофилактики1.

Всегда следует помнить, что часто диалог идет с людьми, не обладающими глубокими познаниями в медицине. В таких случаях их не стоит нагружать сложными для восприятия научными терминами.

Необходимо не только рассказать об общих особенностях вакциноуправляемых инфекций и разъяснить, какие опасные последствия может повлечь заболевание у непривитого ребенка, но и приводить как можно больше конкретных примеров, историй из своей практики и от коллег-педиатров1. Эти примеры помогут, в частности, развеять мифы о том, что в современном обществе вакцинация якобы вообще не нужна, поскольку большинство бушевавших когда-то детских инфекций уже не встречается2. Такие высказывания легко опровергнуть и конкретными историями, и фактами об инфекционных заболеваниях в последние годы. Например, проинформировать о динамике заболеваемости корью. Если в I квартале 2022 года в России было зарегистрировано 6 случаев кори, то за тот же период в 2023-м заболеваемость корью выросла почти в 200 раз и достигла 1089 случаев4.

Уже при первом знакомстве можно рассказать родителям о Национальном календаре профилактических прививок (НКПП) и «Идеальном календаре вакцинации» Союза педиатров России. Адекватная и полная информация о том, в каком возрасте и от каких инфекций важно сделать прививки и почему, позволит родителям более осознанно подойти к вакцинации. Следует сообщить, какие прививки включены в НКПП5 или региональную программу вакцинопрофилактики и проводятся за счет бюджетных средств, а какие можно проводить за счет собственных. Необходимо ознакомить родителей с принципами иммунизации, рассказать, о возможности сочетанного введения нескольких вакцин. Опять-таки, пригодятся и конкретные примеры. Если график вакцинации ребенка составлен уже во время первых визитов, это может помочь лучшей организации всего процесса иммунизации. В итоге повысится вероятность того, что родители будут приводить своих детей на прививки своевременно1,3.

На приеме детей младенческого возраста можно также обсудить иммунизацию всех остальных членов семьи, особенно если есть другие дети, рассказать о стратегии кокон-иммунизации6.

Здоровье ребенка — приоритет для педиатра, а один из главных способов защитить малыша от инфекций — своевременная вакцинация.

Врачу важно донести эту идею до родителей1–3, проявив еще и способности психолога. В ходе регулярных визитов необходимо последовательно снимать вопросы о необходимости вакцинации и акцентировать внимание на серьезности детских инфекций и их осложнений1,2,7. В зависимости от состояния здоровья ребенка, сезона, актуальных для региона проживания инфекций, планируемых поездок и других обстоятельств может корректироваться индивидуальный график вакцинации.

Если у родителей вопросы — это прекрасно!

Среди родителей бытуют самые разные антипрививочные мифы. Как правило, это связано с отсутствием качественной информации по теме в социальных сетях и на разных сайтах1,2,6.

Очень хорошо, когда родители задают вопросы о прививках, сомневаются, что-то уточняют. Куда печальней, если папа или мама является на прием к врачу уже с твердой уверенностью в том, что ребенку вакцинация не нужна. Переубедить таких людей очень сложно1,8. А отвечая на вопросы сомневающихся родителей, подготовленный врач всегда сможет найти наиболее веские аргументы.

Ниже представлены некоторые из часто задаваемых вопросов1,7:

icon
  • Как влияет вакцинация на иммунитет маленького ребенка?
  • Не опасно ли для ребенка в один день делать несколько прививок?
  • Высок ли риск побочных эффектов после вакцинации?

Коротко и понятно ответить на эти вопросы помогут комиксы «Просто о прививках». Здесь в наглядной форме представлены ответы на основные вопросы от пап и мам. Доступные для понимания разъяснения помогут успокоить родителей, дать их детям необходимую защиту и принять взвешенное решение. При этом недопустимо сообщать недостоверные сведения, которые легко опровергнуть1,8,9. К примеру, говорить, что вакцина не имеет никаких побочных эффектов или что риск заболеть после вакцинации — нулевой. Маленькая ложь, как известно, рождает большое недоверие. Важно донести до взрослых мысль о том, что опасность прививки для здоровья их малыша в тысячи раз ниже1,10, чем угроза, которую представляет само заболевание.
Так, например, ценой, которую придется заплатить за отказ от иммунизации и его последствия, могут быть: 7,10,11.

  • отставание в умственном развитии после перенесенной тяжелой гемофильной инфекции;
  • врожденные пороки развития у ребенка вследствие перенесенной краснухи во время беременности матери;
  • рак печени как результат гепатита B;
  • смерть от менингококковой инфекции.

Хорошим подспорьем в коммуникации с родителями могут стать и сайты с профессионально выверенной информацией по иммунизации. Достоверные сведения помогают повысить доверие и приверженность родителей к вакцинопрофилактике1,2,7. Например, на информационно-образовательном портале Privivka.ru родители могут получить дополнительную информацию о вакциноуправляемых инфекциях, найти ответы на часто задаваемые вопросы, ознакомиться с интерактивным календарем прививок или посмотреть образовательный сериал о вакцинации «Блог Маши о прививках Паши». Ознакомиться с сайтом можно по ссылке. А карточки с QR-кодом помогут сразу перейти на интересующий раздел скачать по ссылке.

Улыбка против негатива

icon

Общение с мамами, папами или бабушками маленьких детей требует хорошей психологической подготовленности от врача, оно является намного более сложным процессом, чем диалог с несовершеннолетними пациентами.

У каждого опытного педиатра свой подход к разным категориям родителей. Можно ли выделить что-то универсальное на основе опыта разных врачей? Есть несколько правил выстраивания подобного диалога, которые доказали свою состоятельность1,2,7,9.

1. Защитите себя
Квалифицированный педиатр умеет защититься от негативного настроя родителей, чтобы избежать «эмоционального заражения». Он знает, что негативные эмоции с их стороны — это не нападки лично на него, а проявление беспокойства о здоровье ребенка (порой, увы, не всегда адекватное). Понимание этого помогает сохранять профессиональный подход и в результате принести пользу пациенту.

2. Развивайте эмпатию
Проявление эмпатии снижает уровень агрессии оппонента. Способность поставить себя на место пациента или его родственника вовсе не требует актерского полного погружения в эмоциональное состояние человека. Эмпатия заключается в сочувствии — понимании эмоций и переживаний собеседника, доброжелательном отношении, готовности оказать посильную помощь. Педиатр умеет поставить себя на место родителя. Он сохраняет вежливость и внимательность как к ребенку, так и к его родным. Детский врач улыбается чаще остальных медиков, потому что улыбка очень важна для эмоционального спокойствия ребенка. А когда малыш спокоен, его близкие тоже обретают доверие к врачу. Важно использовать открытую позу (не скрещивать руки на груди, не класть ногу на ногу) при разговоре с ребенком и его родителями, не смотреть в бумаги, а в процессе диалога сохранять зрительный контакт хотя бы по 3–5 секунд подряд.

3. Обозначьте границы
При этом доброжелательность не должна нарушать традиционную субординацию в отношениях с родителем пациента: ни излишнее панибратство, ни взаимная грубость недопустимы. Профессиональной сдержанности и спокойствия врача часто достаточно, чтобы аккуратно обозначить границы дозволенного в общении.

4. Доносите информацию в доступной форме
Рекомендации и назначения нужно формулировать четко и понятно, не используя специфическую терминологию. Родители должны понимать целесообразность всех назначений и манипуляций, чтобы затем правильно их выполнять. Никакие их вопросы не должны оставаться без ответа. Если какая-то информация не воспринята, ее следует повторить — возможно, изложив другими словами.

5. Используйте ассертивный стиль общения
Он означает эффективное представление себя в диалоге, отстаивание собственной точки зрения, сохранение уважения к убеждениям оппонента.

Ассертивный язык не использует «вы» в начале фраз, поскольку это агрессивная обвиняющая форма. Начинайте все «конфликтогенные» фразы с «Я»-высказываний: «Я заметил, что вы ... / Я вижу, что вы ... / Я чувствую, что вы ...». Это будет звучать как ваше мнение, а не факт, который вызывает осуждение. Откажитесь от категоричных, обобщающих слов, таких как «постоянно» и «всегда». Старайтесь избегать оценочных суждений «плохо», «хорошо» и т. д.

Без страха и упрека

Выстраивание продуктивного общения врача-педиатра с родителями по поводу прививок — сложный, но невероятно важный процесс1–3. Вакцины стали одним из величайших открытий в истории медицины, с их помощью спасено множество жизней1,2,11. Печально и тревожно, что уровень доверия к прививкам в современном обществе снижается и это приводит к вспышкам вроде бы прочно забытых детских болезней1–3,7.

Страх и недостаток знаний часто лежат в основе недоверия простых людей к вакцинам1–3,7. Причем эта парадоксальная неинформированность основана не на отсутствии знаний, а на оглушающе огромном, запутывающем человека объеме информации разного качества. Задача успешной коммуникации — избавить родителей от страхов перед прививками, но добиваться этого без нажима или упреков1. Решение у этой задачи только одно: выстраивание доверия между медицинским работником, юным пациентом и его родными1–3,7,9.

Источники

  1. Ермоленко К. Д., Харит С. М., Рулева А. А. и др. Построение диалога с пациентом о вакцинации (научный обзор). Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2021;20(1): 114-124. https://doi: 10.31631/2073-3046-2021-20-1-114-124.
  2. Брико Н. И., Фельдблюм И. В., Алыева М. Х. и др. Концепция риск-коммуникаций по обеспечению приверженности к вакцинации как необходимая составляющая стратегического развития иммунопрофилактики в России // Общественное здоровье: 2021, 1 (1):32-43. DOI: 10.21045/2782-1676-2021-1-1-32-43.
  3. Плакида А. В., Брико Н. И., Намазова-Баранова Л. С. и др. Повышение приверженности населения вакцинации: оценка и системный подход к реализации. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2022;21(3):4–26. https:// doi:10.31631/2073-3046-2022-21-3-4-26.
  4. 4. Инфекционная заболеваемость [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.05.2023). https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/health/perechen-zabolevanij?territory=45000000.
  5. Приказ Министерства здравоохранение РФ от 6 декабря 2021 № 1122н. https://npcmed.ru/images/2022/06/12_kalendar_privivok.pdf.
  6. Черданцев А.П., Пруцкова Е.В., Костинов М.П. Новые возможности вакцинопрофилактики коклюша. Детские инфекции. 2020;19(2):58–63. doi.org/10.22627/2072-8107-2020-19-2-58-63.
  7. Оффит П.А. Как успокоить родителей, испытывающих страх перед вакцинацией. Детский госпиталь, Филадельфия. Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2016;4:100–101. https://www.epidemvac.ru/jour/article/viewFile/191/192.
  8. Nyhan B, Reifler J, Richey S, Freed GL. Effective messages in vaccine promotion: a randomized trial. Pediatrics. 2014;133(4):e835–42.doi: 10.1542/peds.2013-2365. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24590751/.
  9. Всемирная организация здравоохранения. Эффективная коммуникация. Пособие для слушателей. https://whodc.mednet.ru/ru/osnovnye-publikaczii/chrezvychajnye-situaczii-i-gumanitarnaya-pomoshh/2815.html.
  10. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Методические рекомендации. Противопоказания к вакцинации. Письмо от 23 августа 2017 года №15-2/10/2-5896.
  11. Специалисты о прививках. Инфекционные заболевания. https://yaprivit.ru/diseases/ (дата обращения 18.05.2023).

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации