Научные медицинские статьи для врачей | Клинические исследования, статьи для пациентов — Docsfera.ru
SANOFI

Регламент получения телемедицинской консультации в формате «врач-врач»

Автор
Алексей Музычук

журналист, редактор

Российские врачи из любой точки страны могут получать плановые и экстренные/неотложные телемедицинские консультации экспертов региональных, национальных и других федеральных медицинских исследовательских центров Минздрава РФ1.

Заявки на консультации нужно размещать на платформе Федеральной телемедицинской информационной системы Минздрава России (ФТМС). Их координирует Ресурсный центр ЦНИИОИЗ Минздрава России (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения)1.

Рассмотрим пошагово, как организовать консультации с коллегами для обсуждения диагноза и плана ведения пациентов.

1. Какие формы телемедицинских консультаций (ТМК) в формате «врач-врач» бывают и в какие сроки они проходят?

Дистанционные консультации делятся в соответствии со степенью тяжести состояния пациента и условиями оказания медицинской помощи:

  • экстренные — проводят при внезапных острых заболеваниях и состояниях с непосредственной угрозой для жизни пациента;
  • неотложные — при внезапных острых заболеваниях и состояниях без непосредственной угрозы для жизни пациента;
  • плановые — возможны при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента и не требующих экстренной и неотложной помощи.

Срок оказания услуги при экстренной медицинской помощи составляет от 30 минут до двух часов, неотложной — от трех до 24 часов. Сроки проведения плановых консультаций законом не обозначены и определяются внутренними документами НМИЦ.

2. Как организуют ТМК?

Дистанционные консультации проходят по строгой иерархии. Медработники могут через региональную телемедицинскую систему запросить консультацию у региональных учреждений третьего уровня (то есть, оказывающих специализированную помощь, в том числе высокотехнологическую).

Если пациент уже изначально находится в этих учреждениях или перенаправляется туда из низовых лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), то консультации могут быть переведены в ФТМС, где дистанционно подключаются эксперты федеральных и национальных медицинских исследовательских центров2.

Закон не исключает взаимодействия между консультирующими медорганизациями, когда НМИЦ или другое федеральное учреждение может оказаться в роли запрашивающего экспертное мнение у другой организации.

3. Какие медучреждения могут пользоваться услугой? Как подключиться к системе?

К ФТМС могут быть подключены любые клиники, зарегистрированные в Федеральном реестре медицинских организаций в соответствии с регламентом. Он определен в «Порядке оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий региона», принятом во всех субъектах к концу 2021 г.

Подключение к федеральной телемедицинской сети организаций региона 3-го уровня обязательно. Таким образом обеспечивается взаимодействие врачей и экспертов на уровне головных медицинских организаций регионов и федеральных/национальных учреждений.

Консультирование врачей внутри региона, в том числе поликлиник и ФАПов, обеспечивается Региональной телемедицинской системой в соответствии с этапностью оказания медицинской помощи.

Вопросы подключения и доступов к региональным и федеральной телемедицинской системам в отдельных субъектах определяются региональными медицинскими информационными аналитическими центрами (МИАЦ)2, 3.

4. Кто может запросить консультацию?

Решение о необходимости дистанционной консультации с экспертом принимает лечащий врач или медработник, проводивший диагностическое исследование. Они имеют право сформировать запрос, согласовать его с руководством ЛПУ и отправить в соответствии с действующим регламентом. Как правило, техническую часть выполняет организационно-методический отдел учреждения или специально сформированный телемедицинский центр. В региональных телемедицинских системах права доступа обычно предоставлены непосредственно врачам, и запросы на консультации внутри региона направляют они4.

5. В каком формате проходит ТМК?

Если в клинике есть оборудование для видеоконференцсвязи (ВКС), консультация может быть оказана через нее.

При отсутствии оборудования для ВКС происходит обмен электронными документами (режим отложенных консультаций).

Также возможно использование обоих форматов2.

Для получения консультации врач отправляет:

  • историю болезни (выписной эпикриз) пациента;
  • жалобы больного и анамнез;
  • данные текущего физикального осмотра, лабораторных и инструментальных методов обследования (результаты МРТ, КТ, рентгенографии и ПЭТ в файлах формата DICOM), гистологические сканы загружаются через сервисы Histoscan, CaseViewer, Olympus OlyVIA, Dpathology;
  • сведения о проведенном лечении и полученном ответе;
  • конкретные вопросы к консультантам.

6. В каких случаях можно запросить ТМК?

Целесообразность проведения консультации определяет лечащий врач или медработник, проводивший диагностическое исследование (для уточнения его результатов).

Экспертам НМИЦ, как правило, попадают неясные, сложные случаи, так как к ним обращаются уже специалисты из региональных медучреждений третьего уровня, имеющие высокую квалификацию.

Также дистанционное взаимодействие возможно для направления пациентов в федеральные клиники4.

7. Когда услуга ТМК считается оказанной?

Итогом считается заключение по проведенной консультации/консилиуму, которое предоставляется в телемедицинской информационной системе в подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) виде2.

8. Как сохраняется конфиденциальность во время получения ТМК?

Передача любой информации осуществляется через защищенные каналы связи. Безопасность и обработка персональной информации пациентов обеспечивается в строгом соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О защите персональных данных»5.

9. Кто принимает решение о лечении пациента после ТМК?

Врач несет полную ответственность за лечение пациента на всем его пути. Эксперты НМИЦ отвечают только в пределах своей консультации. Окончательное решение по поводу лечения всегда остается за лечащим врачом5.

Источники

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». (Электронный ресурс). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/ (дата обращения: 01.04.2024).
  2. Федеральная телемедицинская система Минздрава России. ФЭР. Компонент «Телемедицинские консультации». (Электронный ресурс). URL:http://miac.samregion.ru/sites/default/files/upload_files/upload_files/2019-07-18_FER_Podsistema_TMK_FTMS_prezentaciya.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
  3. Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Подключение к ФТМС. (Электронный ресурс). URL: https://fcmk.minzdrav.gov.ru/podklyuchenie/ (дата обращения: 01.04.2024).
  4. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей централизованной системы (подсистемы) «Телемедицинские консультации» Государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. (Электронный ресурс). URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/files/%D0%9C%D0%A0%20%D0%A2%D0%9C%D0%9A_v1%20(1).pdf (дата обращения: 01.04.2024).
  5. Телемедицина в формате «врач-врач». Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии имени академика Ю. Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России. (Электронный ресурс). URL: https://pedklin.ru/science-and-education/telemed/ (дата обращения: 01.04.2024).

Похожие материалы

Исcледования

Как организовать телемедицинскую консультацию в формате «врач-пациент»

Апрель 2024
228
Исcледования

Врач на удаленке: можно ли лечить пациентов по интернету?

Апрель 2024
165

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации