Врач на борту: важность и ответственность доктора на борту самолета – Docsfera.ru
SANOFI

Врач на борту. Между долгом и риском

Автор
Мария Воронина

журналист

По данным Ассоциации врачей авиационной медицины1 (АВАМ), в 2019 году более 200 человек почувствовали себя плохо на борту и в итоге были госпитализированы: в 80% случаев самолет выполнил вынужденную посадку. Смертность при таких ситуациях — 7–10% от общего числа инцидентов. «Более легкие случаи ухудшения самочувствия авиапассажиров происходят значительно чаще, — говорится в сообщении АВАМ. — По различным данным, один случай на каждые 75–150 рейсов».

Медик на в самолете никогда не будет лишним. Что он может, а что, формально, не имеет права делать при оказании первой помощи в самолете?

Шаг влево, шаг вправо — расстрел

«Я летел на международную конференцию по хирургии, — рассказывает врач Денис Васильев. — Вдруг стюардесса по громкой связи спросила, есть ли доктор на борту. Я вызвался. Оказалось, у пассажирки случилась паническая атака, когда мы проходили зону турбулентности: поднялось давление, начался приступ удушья. Я знаю, что бортпроводники умеют оказывать первую помощь и тысячи раз встречались с паникой у пассажиров. С женщиной нужно было именно говорить, успокаивать, быть рядом, но английского, французского и немецкого, на котором говорил экипаж, она не знала. Я сел рядом, предложил ей выпить ее гипотензивный препарат и свой валидол — больше как плацебо, конечно. Его вожу с собой исключительно как средство от укачивания. И начал беседовать. Через 10 минут давление перемерили, значения пошли на убыль, ЧСС снизилась. Мы еще поговорили, женщине принесли перекусить и некрепкий чай. А там и до посадки оставалось 20 минут. Она успокоилась, бортпроводники тоже».

Напомним, что в самолете — как и в любом другом месте за пределами медорганизации — медик может оказывать не медицинскую, а первую помощь2. О том, в чем между ними разница с точки зрения современного законодательства, мы подробно говорили в статье «Здесь есть врач?».

Формально Денис Васильев даже валидол давать права не имел. Закон скрупулезно перечисляет манипуляции, которые медработник может совершать в рамках первой помощи. «Придание пострадавшему оптимального положения тела» там есть3. А «дать лекарство из личной аптечки» — такого нет.

Кстати, бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова дважды оказывала первую помощь в самолете, причем использовала лекарство из своей личной аптечки4,5. Получается, даже министр оказалась вне правового поля.

Что чаще всего случается на борту?

Наиболее частые диагнозы, с которыми сталкиваются в воздухе, согласно данным немецких исследователей6, это:

  • желудочно-кишечные заболевания (диарея, тошнота, рвота);
  • нарушение кровообращения;
  • высокое кровяное давление;
  • инсульты;
  • головные боли и мигрень.

Наиболее распространенные действия — измерение артериального давления с последующим приемом лекарств и подачей кислорода. Автоматический дефибриллятор использовался примерно в 6% случаев (2010/2011 n = 136), но почти исключительно для записи ЭКГ, а не для реанимации. Но есть и такая цифра: за 13 лет (с 1997-го по 2010 год) 80 человек, пассажиров American Airlines, были спасены благодаря использованию автоматического внешнего дефибриллятора6.

Если врача на борту нет или ситуация требует консультации, экипаж во время полета может связаться с медиками на земле. В немецкой авиакомпании Lufthansa есть даже система ЭКГ CardioSecur для помощи людям с сердечно-сосудистыми патологиями. Она подключена к международной медицинской горячей линии International SOS и позволяет бортпроводникам передавать данные о состоянии пассажира на землю и получать рекомендации по его ведению на в воздухе.

Эта же авиакомпания запустила приложение airRX для врачей: оно описывает 23 наиболее часто встречающиеся на борту ситуации, где нужна работа доктора, порядок действий в каждой из них. В том числе болевой синдром, припадок, гипогликемия, аллергические реакции, вагинальные кровотечения, экстренные ситуации при беременности (на разных сроках), психиатрические жалобы и даже боль в ушах. Там же указано, какое оборудование должно быть в самолетах разных стран — США, Евросоюза, Канады, Сингапура, Индии.

Например, дефибриллятор должен быть в американских пассажирских самолетах при любых условиях, в Индии — только на международных рейсах, если лететь дольше 2 часов, в Канаде и Сингапуре его не будет в укладке вообще.

В России укладка бортовой аптечки давно не менялась, и спецоборудования в пассажирских самолетах нет. Но в 2018 году в Госдуму внесли «законопроект о дефибрилляторах» (№ 466977-7)7: депутаты предложили размещать автоматические наружные дефибрилляторы в аэропортах и в самолетах и разрешить любому человеку использовать их для оказания первой помощи. Позже законопроект дополнили: предложили разделить первую помощь на базовую и расширенную. При расширенной и список состояний, и перечень действий при оказании первой помощи для медицинского работника будет другим — полнее, чем сейчас. Это решит многие проблемы.

Пока же первая помощь в самолете, как и везде, входит в обязанности стюардов8, и лишь в методических рекомендациях Росавиации указано, что экипаж имеет право привлечь медика, находящегося в самолете. Рекомендации не обязывают ни к чему, это не нормативно-правовой акт. Тем более что в случае неблагоприятного исхода ответственность может лечь на врача.

Зарубежным докторам повезло больше: в Великобритании и США авиакомпании юридически оберегают медработников от последующих судебных разбирательств9. А в США действует так называемый «Закон доброго самаритянина»10: согласно ему пострадавший, как правило, не может предъявить иск тому, кто оказал ему первую помощь, если та была добросовестно оказана11.

Программа «Врачи на борту»: немецкая и русская версии

В 2018 году, чтобы повысить безопасность пассажиров и снизить частоту вынужденных посадок самолетов, европейские авиакомпании Lufthansa, Austrian Airlines и SWISS запустили программу привилегий для медиков Doctor on Board («Врач на борту»). В первый год в ней приняли участие 11 000 медиков из немецкоговорящих стран. Смысл программы — в особых привилегиях для докторов: дополнительные мили, бесплатное дополнительное место багажа, скидка на билет, отдельная стойка регистрации на рейс. Медицинская служба Lufthansa вместе с Немецкой академией авиационной медицины предлагает членам программы специальный обучающий курс. Участники программы «Врач на борту» застрахованы от претензий со стороны пациентов, которым они оказывали помощь9.

В России подобная программа появилась у авиакомпании S7. Организаторы предлагают щедрые привилегии просто за то, что вы доктор. Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) поощряет участников программы пройти образовательный курс по авиационной медицине и особенностям оказания помощи в самолете. «Мы не накладываем никаких обязательств на участников программы: отозваться на призыв [оказать первую помощь пассажиру] всегда останется вашим решением, которое мы уважаем», — говорится на сайте S712.

Но представьте себе гипотетическую ситуацию: в воздухе человеку плохо, вы от греха подальше не вмешиваетесь. Если человека не спасут и дойдет до судебного разбирательства, несложно будет выяснить, что в салоне самолета находился участник программы. Вас могут привлечь к ответственности. Не помог — виновен, помог — есть риск тоже понести ответственность, если у пациента будут претензии или в случае неблагоприятного исхода.

Звучали предложения вывести из Уголовного кодекса статьи об ответственности врачей при оказании первой помощи в экстренной ситуации. Но пока все по-прежнему. Частично риски покрывает страховка, но только частично.

Обязать медицинского работника лечить или спасать кого-то вне рабочего времени и вне рабочего места никто не может. И, к сожалению, больше проблем может возникнуть при оказании этой помощи. Мораль и профессиональная этика спорят с инстинктом самосохранения. Будем надеяться, что рано или поздно этот неприятный законодательный парадокс устранят.

Комикс «Небо. Самолет. Дедушка» смотрите здесь.

Источники

  1. О программе «Врачи на борту» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avam-avia.ru/o-programme-vrachi-na-bortu/ (дата обращения: 21.11.2022).
  2. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.
  3. Приказ Минздравсоцразвития № 477н от 07.11.2012 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
  4. Буш Е. «Добрые самаритяне» предпочитают не быть добрыми. «Медицинская газета» № 30 от 29.07.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mgzt.ru/30-ot-29-07-2020g/dobrye-samarityane-predpochitayut-ne-byt-dobrymi (дата обращения: 21.11.2022).
  5. Министр здравоохранения уже во второй раз оказала медпомощь в самолете. «Вести». 06.03.19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/1318719. (дата обращения: 21.11.2022).
  6. Graf J., Stüben U., Pump S. Medizinische Notfallsituationen im Flugzeug. Dtsch Arztebl Int 2012; 109(37): 591-602; DOI: 10.3238/arztebl.2012.0591. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aerzteblatt.de/archiv/129543/Medizinische-Notfallsituationen-im-Flugzeug (дата обращения: 21.11.2022).
  7. Законопроект № 466977-7 «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов)». Система обеспечения законодательной деятельности Госдумы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/466977-7 (дата обращения: 21.11.2022).
  8. Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"» (с изменениями и дополнениями).
  9. Первая помощь на высоте 10 000 метров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aviapages.ru/reviews/196-pervaya-pomosch-na-vysote-10-000-metrov (дата обращения: (21.11.2022).
  10. Why be a Good Samaritan? SaveLife Foundation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://savelifefoundation.org/gsl-microsite/ (21.11.2022).
  11. Шабанова О. Медики на борту. Кто имеет право оказывать первую помощь в самолете? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://institutpro.ru/post/75/. (21.11.2022).
  12. «Врачи на борту».Программа привилегий для медицинских работников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s7.ru/ru/doctors-on-board/ (21.11.2022).

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации
Опубликованы новые материалы, которые могут быть вам интересны
Все уведомления