Роль личного комфорта доктора на работе переоценить сложно. И хотя в рамках дискуссии об эффективном лечении мы часто говорим об удобстве пациента, все-таки понимаем, что сбрасывать со счетов второго полноценного участника процесса — лечащего врача, ни в коем случае нельзя.
Искренний интерес к больному, активное слушание, поддержка и сочувствие, без которых медицинская коммуникация становится лишь формальностью, возможны только тогда, когда врача не отвлекают посторонние факторы, в том числе ссоры с коллегами. Как относиться к конфликтам спокойнее и не «приносить» свое раздражение к пациентам, рассказываем в нашем материале.
На профессиональную сферу приходится 88 % всех межличностных противостояний, так что в коллективе, в том числе медицинском, это неизбежное явление1. Однако, как утверждает врач анестезиолог-реаниматолог Яна Котенко, за двенадцать лет работы она видела не так много открытых ссор между коллегами-врачами.
Но даже если интеллигентные врачи в ординаторской пытаются скрыть свое раздражение, это не значит, что их отношения безоблачны. Да и «мелкие размолвки» нельзя списывать со счетов, ведь они могут быть маркерами более серьезных проблем, которые касаются всего коллектива.
Психологи выделяют несколько наиболее частых причин рабочих ссор2:
Часто инициатор конфликта ранее уже переживал острое чувство унижения и теперь стремится не повторить этого. Конечно, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с унижением, но для некоторых этот опыт бывает разрушительным. Проявляются подозрительность, стремление к тотальному контролю окружения. Люди видят поводы для обид там, где их нет и даже простые рабочие предложения принимают за попытку усомниться в их профессионализме. Это особенности характера4.
Исследователи выделяют следующие типы конфликтного поведения3:
На наш взгляд, последний из типов поведения людей во время конфликта — сотрудничество — самый конструктивный и приведет к наилучшему варианту разрешения конфликтной ситуации.
Увы, как и все люди, врачи не всегда могут мудро и спокойно относиться к ссорам на работе. Косые взгляды кого-то из коллег, открытые оскорбления или обвинения в непрофессионализме, давление руководства и прочие неприятные вещи изматывают и не дают спокойно делать свое дело. А ведь есть еще агрессивные пациенты и их родственники! Справиться с этой ситуацией поможет знание стратегий разрешения конфликтов и анализ собственного поведения.
Психолог Анатолий Анцупов в своем учебнике по конфликтологии говорит о том, что проблема не решится до тех пор, пока оба участника будут предпринимать какие-либо меры по укреплению своих позиций3. «Заморозка» конфликта не означает уход от проблемы (хотя возможен и такой вариант), это лишь мера, благодаря которой вы можете взглянуть на ситуацию со стороны и эффективнее ее проанализировать.
Автор учебника советует не тратить время зря и разобраться в следующих вопросах:
Ответы на эти вопросы помогут вам, с одной стороны, перестать демонизировать соперника (а вдруг и он прав?), а с другой — лучше контролировать собственную реакцию и не вестись на провокации, которые только испортят дело. Сама же «передышка» даст возможность выбрать подходящую в тот или иной период стратегию.
На этот случай есть семь работающих советов:
Конфронтации в любом коллективе неизбежны и, уверяем вас, вовсе не так страшны, как кажутся на первый взгляд, хотя и протекают очень по-разному:
«Есть конфликты типа “схваток”, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; есть конфликты типа “дебатов”, где возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа “игр”, где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений», — считал американский философ Анатолий Рапопорт.
Из определения Рапопорта видно, что компромисс в конфликте как минимум возможен, и это не всегда проявление слабости. В разговоре с «Доксферой» Яна Котенко рассказала о своем опыте такого компромисса: «В нашей больнице лежала пациентка с сепсисом. Старшие коллеги отстаивали один метод, а мы, молодежь, предлагали другой подход».
Налицо — конфликт поколений. «Судьей» в итоге выступил сторонний врач, который предложил гибридный метод. О том, чем закончилась эта история, читайте в нашем материале.
Противостояния, которые привели к принятию обоснованных решений и не разрушили взаимоотношения (в нашем случае и пациентка жива, и врачи обеих школ довольны), называются «конструктивными конфликтами». В истории нашей героини компромисс позволил найти оптимальное решение для конкретного клинического случая. Такие конфликты подсвечивают слабые места в организации работы клиники и коммуникации сотрудников, дают возможность выплеснуть негативные эмоции, а необходимость решения проблемы создает все предпосылки для развития, роста и даже научных открытий5.
Как было сказано выше, выбор стратегии зависит от условий, в которых человек находится в тот или иной момент жизни. Однако есть и интересные закономерности.
Например, гедонисты, привыкшие к комфортной жизни, а также люди, имеющие негативный опыт в прошлом, чаще выбирают неадаптивные методы (избегание, приспособленчество, отчасти — компромисс). Обратная закономерность состоит в том, что стрессоустойчивые личности, осознающие свою эффективность, стремятся контролировать ситуацию и чаще выбирают адаптивные практики. Поэтому, если вам кажется, что в рабочих конфликтах вы часто ходите по кругу, попробуйте присмотреться к своему опыту в прошлом и отношению к настоящему.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Укажите адрес почты, использованный при регистрации. Мы отправим вам письмо, которое позволит изменить пароль
Нажимая кнопку «Присоединиться», вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией Санофи предоставленных вами в форме персональных данных.
Компания Санофи обязуется соблюдать конфиденциальность отправленных вами сообщений. Адрес электронной почты и иная информация, указанная вами в форме, будет использована исключительно для направления ответа на ваше сообщение.
Компания Санофи не будет использовать указанные вами контактные данные для рассылки не запрашиваемых материалов и информации.
Мы получили Вашу заявку и свяжемся с Вами в ближайшее время для подтверждения регистрации
Обращаем Ваше внимание на то, что процесс регистрации не был завершен! Для завершения регистрации Вам необходимо подписать согласие на обработку персональных данных. После этого Вам будут доступны все ресурсы нашего сайта.
Подтвердите свои данные для возобновления доступа. Для этого введите код, отправленный на указанный контакт, и подтвердите сведения о себе.
Вы покидаете ресурс Санофи и переходите на сторонний сайт.
Компания Санофи не несет ответственности за содержание материалов,
размещенных на стороннем ресурсе.
Ссылка:
Подтвердите переход нажатием на кнопку «Перейти» или «Отменить»