Нежелательные реакции на лекарственные препараты в клинической практике — Docsfera.ru
SANOFI

Нежелательные реакции на лекарственные препараты в клинической практике

Хрулева Юлия Игоревна

Какие пациенты чаще страдают от нежелательных реакций на лекарственные препараты? Что делать врачу при выявлении неблагоприятной реакции? Какая государственная структура ответственна за проведение мониторинга безопасности лекарственных средств? Об этом читайте в нашей статье.

Одной из основных проблем в современном здравоохранении считают высокую частоту неблагоприятных реакций на лечение. Нежелательная (неблагоприятная) реакция (НР) — непреднамеренная и вредная для организма реакция, возникающая при использовании лекарственного препарата1. Широкая распространенность НР в клинической практике приводит к высокой частоте госпитализаций, летальных исходов и увеличению расходов на здравоохранение2. Результаты исследований, проведенных среди взрослого населения в целом, продемонстрировали, что 5–7% всех госпитализаций вызваны НР, причем более половины из них считаются предотвратимыми, а 3–6% таких госпитализаций приводят к летальному исходу или имеют серьезные последствия для здоровья3. Такая частота обусловлена большей продолжительностью жизни населения, увеличением количества коморбидных пациентов и, соответственно, более сложных схем терапии. Стоит отметить, что, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, НР на лекарственные средства (ЛС) входят в число десяти ведущих причин смерти в мире4,5.

Какие группы пациентов наиболее подвержены развитию НР и почему?

Многочисленные исследования подтверждают, что наиболее склонны к развитию НР пожилые люди6-8. Среди основных причин выделяют возрастные изменения в фармакокинетике и фармакодинамике ЛС, наличие хронических сопутствующих заболеваний и полипрагмазию, которая может усугублять межлекарственное взаимодействие. Данные клинических исследований выявили, что НР являются причиной 10–20% госпитализаций в гериатрических отделениях. В то время как процент госпитализаций среди детей и взрослых составляет 4% и 6% соответственно. По данным метаанализа Oscanoa T. et al., общий средний процент госпитализаций среди пожилых пациентов составил 8,7% (95% ДИ 7,6–9,8%). Наиболее часто с госпитализациями ассоциировали прием нестероидных противовоспалительных препаратов (2,3–33,3%)9. Помимо этого, другими ЛС, часто вызывающими НР, были β-адреноблокаторы, пероральные антикоагулянты и дигоксин. Пациенты были госпитализированы по поводу желудочно-кишечных расстройств (47,1%), нарушений свертываемости крови или кровотечений (19,6%) и сердечно-сосудистых патологий (12,7%)10.

В проспективном исследовании Olivier P. et al. изучили факторы риска, ассоциированные с госпитализацией по поводу НР у пожилого населения. Частота госпитализаций по поводу НР составила 8,37 на 100 госпитализаций (95% ДИ 6,52–10,52). Наиболее важными факторами, связанными с НР, были количество принимаемых ЛС (ОШ = 1,18; 95% ДИ 1,08–1,29), самолечение (ОШ = 2,34; 95% ДИ 1,18–4,66), использование антитромботических препаратов (ОШ = 2,26; 95% ДИ 1,33–3,88) и прием антибактериальных препаратов (ОШ = 4,04; 95% ДИ 1,50–10,83)11.

Кому и в какие сроки врач должен сообщить о развитии НР у пациента?

Для отслеживания эффективности и безопасности ЛС с целью своевременного выявления, оценки и предотвращения НР при их приеме создали фармаконадзор. В России фармаконадзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения РФ (Росздравнадзор). При выявлении НР врач должен заполнить «извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», которое можно скачать с официального интернет-портала Росздравнадзора. Помимо личной информации, в извещении врач подробно заполняет данные о ЛС, дозу и длительность принимаемого препарата, меры, принятые при выявлении НР, серьезность и исход НР и др. Извещение необходимо направить в течение 15 дней, срок сокращают до 3 суток, если развившаяся НР привела к летальному исходу или угрозе жизни4,12.

Как предотвратить развитие НР на лекарственные препараты?

Рациональный подход к назначению ЛС предполагает четкое знание врачом механизмов действия препарата, учет наличия хронических заболеваний у пациента, ранее назначенных препаратов и возможных НР. Быстрое распознавание симптомов НР при приеме ЛС позволяет врачу своевременно оказать медицинскую помощь пациенту и провести коррекцию терапии до развития осложнений. Предотвратимые НР при приеме ЛС часто развиваются в результате неправильного назначения препаратов, их самостоятельного использования или нарушения дозирования пациентами без соответствующих показаний13. В процессе старения в организме происходит замедление биохимических реакций, в результате изменяются фармакокинетика и фармакодинамика ЛС, что часто приводит к повышенной восприимчивости к ним и НР у пожилых пациентов. К одним из наиболее часто упоминаемых факторов риска развития НР у пациентов старшего возраста относят полипрагмазию, поэтому врачу необходимо тщательно оценивать целесообразность приема каждого конкретного препарата с учетом межлекарственных взаимодействий и возможных НР. Подробнее о негативных эффектах полипрагмазии и способах борьбы с ней можно прочитать в нашей статье «Повышение комплаентности и качества жизни коморбидных пациентов».

Заключение

НР при приеме ЛС нередко приводят к госпитализации пациентов в стационар. В более чем половине случаев их можно было предотвратить. Поскольку пожилые люди чаще страдают большим количеством хронических заболеваний и принимают различные ЛС, эта группа пациентов наиболее подвержена высокому риску развития НР. Тщательный контроль за назначениями ЛС, своевременное выявление НР позволяют персонифицировать терапию, улучшить приверженность пациента лечению и предотвратить развитие жизнеугрожающих состояний14.

Источники

  1. Commission Directive 2010/84/EU of the European Parliament and the Council of 15 December 2010 amending as regards pharmacovigilance, Directive 2001/83/EC on the Community code relating to medicinal products for human use. Official Journal of the European Union 31.12.2010: L348/74-L348/99.
  2. Green C. F., Mottram D. R., Rowe P. H. et al. Adverse drug reactions as a cause of admission to an acute medical assessment unit: a pilot study. J Clin Pharm Ther 2000; 25:355–61.
  3. Cahir C., Curran C., Byrne C. et al. Adverse Drug reactions in an Ageing PopulaTion (ADAPT) study protocol: a cross-sectional and prospective cohort study of hospital admissions related to adverse drug reactions in older patients. BMJ Open. 2017 Jun 9; 7(6):e017322. doi: 10.1136/bmjopen-2017-017322.
  4. Стандартная операционная процедура мониторинга эффективности и безопасности лекарственных препаратов в медицинских организациях государственных системы здравоохранения города Москвы для врачей общей практики и среднего медицинского персонала. Методические рекомендации № 25 ДЗМ, 2019.
  5. Patton K., Borshoff D. C. Adverse drug reactions. Anaesthesia. 2018 Jan; 73 Suppl 1:76-84. doi: 10.1111/anae.14143.
  6. Passarelli M. C., Jacob-Filho W., Figueras A. Adverse drug reactions in an elderly hospitalised population: inappropriate prescription is a leading cause. Drugs Aging. 2005; 22(9):767-77. doi: 10.2165/00002512-200522090-00005.
  7. Parameswaran Nair N., Chalmers L., Peterson G. M. et al. Hospitalization in older patients due to adverse drug reactions — the need for a prediction tool. Clin Interv Aging. 2016 May 2; 11:497-505. doi: 10.2147/CIA.S99097.
  8. Alhawassi T. M., Krass I., Bajorek B. V. et al. A systematic review of the prevalence and risk factors for adverse drug reactions in the elderly in the acute care setting. Clin Interv Aging. 2014 Dec 1; 9:2079-86. doi: 10.2147/CIA.S71178.
  9. Oscanoa T. J., Lizaraso F., Carvajal A. Hospital admissions due to adverse drug reactions in the elderly. A meta-analysis. European Journal of Clinical Pharmacology, 2017, 73(6), 759–770. doi:10.1007/s00228-017-2225-3.
  10. Franceschi M., Scarcelli C., Niro V. et al. Prevalence, clinical features and avoidability of adverse drug reactions as cause of admission to a geriatric unit: a prospective study of 1756 patients. Drug Saf. 2008; 31(6):545-56. doi: 10.2165/00002018-200831060-00009.
  11. Olivier P., Bertrand L., Tubery M. et al. Hospitalizations because of adverse drug reactions in elderly patients admitted through the emergency department: a prospective survey. Drugs Aging. 2009; 26(6):475-82. doi: 10.2165/00002512-200926060-00004.
  12. Мурашко М. А., Пархоменко Д. В., Асецкая И. Л. и соавт. Роль и практика фармаконадзора в российском здравоохранении, 2014.
  13. Pham C. B., Dickman R. L. Minimizing adverse drug events in older patients. Am Fam Physician. 2007 Dec 15; 76(12):1837-44.
  14. Burkhardt H., Wehling M., Gladisch R. Prävention unerwünschter Arzneimittelwirkungen bei älteren Patienten [Prevention of adverse drug reactions in older patients]. Z Gerontol Geriatr. 2007 Aug; 40(4):241-54. German. doi: 10.1007/s00391-007-0468-9.

Похожие материалы

Полный материал доступен после регистрации
Исcледования

Генетические факторы в возникновении сахарного диабета

Январь 2022
144
Исcледования

Правила хранения и перевозки инсулина: что важно рассказать пациенту с сахарным диабетом

Август 2022
2439
Полный материал доступен после регистрации
Исcледования

Целевые показатели АД и липидов и роль гипотензивной и гиполипидемической терапии в лечении пациентов с сахарным диабетом

Декабрь 2022
45

Вас может заинтересовать

Присоединитесь к запланированной онлайн-презентации